Ветковское шитьё жемчугом и бисером - один из видов искусств старообрядческой культуры Ветковско-Стародубского региона. Возникло в конце XVII - XVIII вв. в поселениях около Ветковского Покровского монастыря, на землях которого образовался центрразвития древних традиций церковного шитья (облачения, оклады на иконы, переплёты книг и др.). Позже искусство шитья и "сажения жемчугом и бисером" перешло в народную культуру посадов и слобод. Существовала также традиция шить оклад на свадебную икону (сохранились произведения XVIII - XX вв.). На последнем этапе существования в нач. XX в. этим видом искусства занимались местные мастерицы — "келейницы", передававшие своё мастерство девочкам-ученицам.
В основе технологии - византийское по происхождению "шитьё в прикреп". Рисунок наносился на льняную основу на прямоугольных пяльцах вдоль очертаний изображения на иконе, которую предстояло украсить. Надписи, картуши-рамки и весь растительный декор рисовали вручную. Контуры вышивались жемчугом, перламутром или бисером жемчужного цвета. Внутренние плоскости заполнялись локально, нити располагались "по форме", имитируя плавное облегание одежды и подчёркивая детали архитектуры и др. Фон между изобразительными мотивами часто заполняли вертикальными нитями бисера, который также выкладывали по периметру. Как и в других видах изобразительного искусства Ветки, здесь преобладал растительный стиль (стиль "цветущей ветки - Ветки").
В XVIII в. в сочетании с золотным возникло шитьё разноцветным бисером, которым заполняли жемчужную обнизь в изображении цветов и листьев соответственно их цветам. Позднее сплошное шитьё выполнялось серым прозрачным бисером, создающим мерцающую поверхность, фигуры - локальными цветовыми пятнами, часто с нанесением орнаментов ткани. В свободных местах размещали стилизованные тюльпаны, незабудки и др.
Постепенно цветущая растительность с рамок и фонов проникала внутрь контуров фигур, растворяя человека в райском цветении (многоцветное шитьё бисером). В разное время для фона применялся серый, светло-синий, голубой, жемчужно-розовый, жемчужно-золотистый бисер. В то же время мастерицы придерживались линии аскетического, сдержанного шитья серым бисером. Особенно выразительным было шитьё "под кузнь", где разнонаправленный бисер имитировал сканую, чеканную или кольчужную поверхность.