В материально-культурном наследии белорусов народное узорное ткачество занимает одно из самых почётных мест. Веками оттачивались графика орнаментальных мотивов, приобретались практические навыки, совершенствовалась технология изготовления. В процессе жизнедеятельности человека и ткацкие изделия, и обряды и обычаи тесно переплелись. Весь процесс изготовления ткани — от посева льна, который был основным сырьём для прядения и ткачества, к самому процессу ткачества — органично входил в сеть народного календаря, по которому определялись начало и конец всякой земледельческой работы, дни праздников и постов. А тканые вещи — рушники, скатерти, тканые пояса и др. участвовали в разнообразных действах, связанных с семейными и религиозными обрядами, различными поверьями. Всё это давало основания для постоянного развития ткацких традиций, которые передавались из поколения в поколение и были тесно связаны с рабочим, духовным и эстетическим воспитанием белорусов.
Через обстоятельства, сложившиеся в нашей стране в нынешнем веке, потерялась преемственность многих культурных традиций, в том числе и ткацких. Лишь частично продолжали они свое существование благодаря усилиям отдельных крестьянских мастериц.
Долгое время Галина Григорьевна Нечаева, директор музея с 1988 по 2019 гг., развивала идею создания ткацкой мастерской. Со временем идея была реализована и сегодня каждый желающий может научиться ткать в филиале Ветковского музея.
Благодаря экспедициям и знакомствам сотрудников музея с владельцами рушников, постилок, традиционных строев коллекция музея значительно расширилась. Из-за Чернобыльской катастрофы некоторые районы Ветковского района должны были выселить, и людям нужно было быстро собираться и переезжать. Из-за быстрого переселения многие вещи стали проблемой, и то, что раньше обитало в знакомой сельской местности, было разрушено или утрачено. То, что удалось спасти — теперь живёт в музее, а что не удалось — осталось в памяти.
Заправка кросен продолжается, первый этап завершён — это навивание основы на вал («навой»). Навиваем так, чтобы нити основы были плотно навиты на вал.
Следующее действие — это продевание нитей основы в глазки («кобылки») нитов. Нитов в станке может быть от двух до двадцати восьми, всегда чётное количество, а вот количество петель в нитах надо рассчитать самостоятельно, и зависит это количество от будущего изделия и технических возможностей ткацкого станка.
При заправке ткацкого станка не обойтись и без помощника, хотя с приобретением опыта и пониманием сути дела это вполне можно осуществить и одному.
Подробнее: СТРОЙная суббота: заправка кросен (заправка нитов и берда)
Тема навивания основы на вал не может обойти тему её снования. Для снования можно использовать разные сновалки, в нашем случае по краям фанеры сделаны отверстия, в отверстия вкручиваются колышки, для того чтобы за них цеплялись нити основы. Количество нитей основы просчитывается заранее и будет являться шириной ткани, длина основы зависит от количества колышек.
Во время снования основы, как и в следующих действиях, главное — внимательно смотреть, чтобы все нити ложились последовательно: друг за другом. Если видим ошибку, то её нужно исправить, так как в последствии, при заправке ткацкого станка будут появляться неудобства (путаница в нитях). Эта путаница может не позволить ни навить, ни накидать основу. Снование основы начинается с так называемой «восьмёрки», которая впоследствии будет одета на «цены», которые разделят нити основы на нижний и верхний слой.
Подробнее: СТРОЙная суббота: заправка кросен (навивание основы)
Что это? Для чего они? В производстве их называют «галева», а в народе нитами. Они служат для разделения нитей основы.
В каждое время преобладают определенные материалы. Наши прадеды использовали природные материалы, поэтому и ниты раньше делались из льняной нити. Найдя ниты на чердаке, вымыв их и заправив основу, мы сталкиваемся с проблемой — льняные нити цепляются друг за друга и мешают полноценно открывать зев.
Современный мир позволяет нам использовать синтетические материалы, и в данном случае используется нейлоновый шнур, который за счет своей скользкой поверхности позволяет легко расслаивать нити основы и петельки нитов не цепляются друг за друга, благодаря чему в процессе ткачества нам не надо поддергивать ниты, когда мы последовательно их поднимаем.
© Copyright с 2013 г.
Все права защищены. Копирование материалов разрешено только (!) с активной ссылкой на сайт-источник.