Традиция вырезания декоративных архитектурных элементов из традиционных жилищных ветвей и окрестностей н.п. Входит в Нижний Пассаж традиция архитектурной резьбы как одной из составных частей. Образуется в старообрядческой среде под влиянием деревянной резьбы по ковчегам. Первые из известных примеров предметов интерьера повторяли элементы каменной архитектуры классицизма из дерева: триглифо-метопные фризы, сандрики, рифленые пилястры, массивные входные ворота и т. Д. Эти архитектурные элементы были украшены орнаментами, типичными для традиционной культуры: солнечными розетками и полукругами, остроконечными и ромбическими талисманами - «стрелами», стилизованными под аморфные и антропоморфные фигуры. Менее распространены распиленные подоконники - «короны», графические мотивы которых органически подчинены архитектурному дизайну наличников. Эти устойчивые художественные приемы существовали до середины двадцатого века.
Новое художественное направление возникло в связи с послевоенным возрождением Отделения. В 1950-х и 1960-х гг. расширяется новый тип дома с 2-х скошенной крышей (вместо предыдущего 4-х скошенного). Соответственно декоративная отделка фасада. Используются более широкие окна с жалюзи, с массивной частью подоконника, представленной профильным карнизным поясом с глазком и резной подоконной доской с растительным орнаментом. В Ветке и окрестностях н.п. общие подоконники некоетки авокольных, общие подоконники екалких декоративных видов, в которых преобладают растительные мотивы с S-образными завитками.
Культура Ветковского региона Гомельской области Беларуси, её обряды и обычаи, фольклорные тексты и поверья, сохраняя традиционную основу, выделяется особенностями мифологических представлений, обрядовых действий, ритуалов.
Уже в самом начале календарного года, в колядном комплексе, наряду с “козой”, “цыганями” и другими традиционными персонажами, в ветковских деревнях ходят “Василь” и “Малання”. Свои особые ветковские представления проявляются и в последующих фазах земледельческого календаря. Это “Лён” и “Лляница”, “Жыта” и “Жытніца”, олицетворяющие антропоморфность культурных растений. Как показывают тексты календарных песень и Коляда, и Весна, и Масленица, в представления носителей традиции существует как живые существа. Вероятно, на этом основываются в наших деревнях исполнители обрядовых песень, когда говорят: “У на песні праз мяжу не ідуць. “Калядныя ў Каляды пяем. Вясной – веснавыя”, а “у кожнай песьні сваё прэдназначэніе, для чаго яна.
Уникального на Ветковщине много. Например, совершаемый в дд. Старое Село, Золотой Рог, Хальч на второй день Пасхи обряд “Ваджэнне сена”. Структурно — это обход участниками обряда с граблями и вилами, на которых кусочки сена, вокруг деревни. Как рассказывают местные жители: “На сена” хадзілі, штоб уражай быў, на сенакосі быў уражай, так эта “карагод”, мы называлі “карагод”. Таким же образом действия участников обряда объясняются и его главной песней: Мы на сена ідом, мы на новая.
Уникальным представляется и обряд вызывания дождя, бытовавший в деревне Косицкая, где наряду с традиционными для региона перепахиванием дороги или реки, разламыванием “прясел”, совершением молебнов, обливали водой пастуха.
Поначалу рушники казались нам белыми «тряпочками» с красным орнаментом. Даже когда мы влюбились в неглюбские рушники (село Неглюбка Ветковского района сохранило традиции узорного ткачества до XXI века), мы читали по учебникам, что бывает геометрический, растительный орнамент… Самое большое количество воспринимаемых рушников при этом – семь. Мозг умеет воспринять, не распознавая, это число «неопознанных объектов».
Сегодня мы имеем коллекцию более тысячи тканых узорных рушников. Мы собираем их по принципу: ещё один неизвестный орнаментальный элемент, ещё одна неизвестная композиция узора…
Два противоположных пути, идущих навстречу друг другу, вывели нас на эту снайперскую точность поиска.
Один – сравнение форм «наших» орнаментальных элементов с археологическими материалами, с опубликованными исследованиями о реконструкции возможных значений «культовых символов». Мы совершили открытие для себя: на наших тканях – узоры с возрастом четыре и более тысяч лет!
© Copyright с 2013 г.
Все права защищены. Копирование материалов разрешено только (!) с активной ссылкой на сайт-источник.