Ветка считается крупнейшим старообрядческим центром иконописания первой половины XVIII в. Однако ветковский мастер Григорий Рогаткин писал свою икону "Иоанн Богослов в молчании" ещё и в 1929 г. Экспедиции музея позволили собрать материалы, связанные с иконописцами. Здесь все предметы - настоящие. Правда, это маленький фрагмент когда-то огромной культуры. В знак этого - иконная доска с фрагментом живописи.
"Иоанн Богослов в молчании"
На столе - неоконченная икона "Одигитрия". Это работа Павликова Григория Тимофеевича (1867-1921), иконописца из стародубской слободы Шеломы. Сам он родом из ветковской слободы Марьиной. Ещё одно авторское подписное произведение - икона "София, Вера, Надежда, Любовь". Его написал Симеон Яковлевич Зайцев в 1873 г. "в местечке Ветке". Тема Премудрости-Софии как матери лучших человеческих чувств звучит метафорически и в этом образе святых мучениц II в.
"Одигитрия"
Ростовые иконы святых мужей когда-то находились в больших иконостасах старообрядческих церквей, в большинстве разорённых и закрытых. Три возраста: юноша, средовек и старец - это как бы хозяева мастерской, символ преемственности духовности.
Инструменты, краски - собраны на чердаках. Они свидетельствуют о подлинности традиции, прерванной в пору атеизма. В домах потомков мастеров, а также между страницами старинных книг найдены и бесценные бумажные листки с рисунками-образцами, гравюрами. В общем их называют "прорисями". В нашей коллекции листки XVII - XX вв.
Доска покрывалась грунтом-"левкасом". Применяли осетровый клей, мел, алебастр. Пигменты (минеральные и органические) растирались и смешивались с желтком яйца, чесночным "зельем" (соком) - в ложках или раковинах. Живопись была многослойной. Сначала наносили тёмный "санкирь" в теневых местах. Потом писали "доличное" - палаты, пейзаж. На Ветке велико влияние новой живописи. "Личное" письмо крыли по санкирю охрой, прокладывали киноварью, "высветляли" в несколько слоёв. Заканчивали белым цветом, что символизировало "облистание" святого Божественным светом. Фон - это тоже "свет". Часто он покрыт листовым золотом. Золото и "творили", превращая его в золотую краску для узоров и бликов-"пробелов".