Государственное историко-культурное учреждение "Гомельский дворцово-парковый ансамбль"

Государственное учреждение культуры "Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций"

Выпуск издания осуществлён при поддержке Гомельского областного исполнительного комитета.

Автор текстов: Г.Г. Нечаева, директор Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций

Составитель: А.В. Кузьмич, зав. историко-краеведческим отделом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля

Народная культура Гомельщины богата и разнообразна. Она впитала в себя плодотворные токи порубежья трёх славянских народов: Беларуси, России, Украины. Опыт наших предков говорит о тесном взаимодействии, о многовековой дружбе, родившейся в хозяйственных, культурных, семейных связях.

Некоторые же ценности, например, знаки орнамента рушников этого региона, уходят в глубину тысячелетий, в эпоху раннего земледелия. 4, 5 тысячи лет - возраст геометрических символов Неглюбской традиции Ветковского района, чьи экспонаты представлены на выставке. Поразительно, что эти древнейшие знаки продолжали развитие в позднейшем расцвете ткачества Неглюбки в 1980-90-е годы, когда искусство этой белорусской деревни очаровало весь мир - с Метрополитен-музея в Нью-Йорке - до Лондона, Санкт-Петербурга… и Ветки, посвятившей этому феномену уже более 37 лет изучения. Тут рушники и сегодня.

Искренность, простодушная сердечность и мудрость - черты и народной белорусской иконы, представленной на выставке из фондов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Здесь всё не так просто. Истоками православия иконопись уходит в каноны Византии. Однако множество превращений этого искусства происходило в Беларуси в эпохи Возрождения и Барокко. Время накладывало свои новые вкусы, подобно пластам. Но, в отличие от стилей профессиональных художников, народное искусство подобно морю: все слои тонут и всплывают, перемешиваются, сохраняя глубочайшие архетипы исконных ценностей.

Светотеневая живопись западноевропейского образца (маслом, в отличие от старой темперы) вдохновила белорусских мастеров. Уже с XVII века именно народное искусство стало выразителем этого симбиоза. Православная икона всей силой народной веры сохранила своё истолкование новых образов. Она отразила живые чувства простых людей того времени. И, в то же время погрузила "живоподобные образы" в архаику - их фигуры обширны, эпичны, сказочны. Святые вернулись в космогонию народного календаря, в легенды и обряды - они встали рядом с земледельцем, хозяином, тружеником. "Целебная функция", известная с древних времён, обрела новую доверчивую силу. Так, "Дзе Нікола ходзе - там жыта родзе".

Среди икон можно выделить несколько типов взаимодействия с западной живописью. Так, некоторые - это следование избранному образцу. Но и здесь важна именно душевная нота: "Коронование Богоматери", "Иисус Христос в терновом венце". Другие - фольклорное опевание образа с милыми розочками по фону, с чудесными всадниками и змиями-цмоками, с диалогом между молельником - и предстоящими ему святыми покровителями. Третьи - складываются в школу, отважно трактующую западные темы на белорусский лад. Такова "бабичская школа народной иконописи" (название по д. Бабичи Чечерского района): "Рождество Христово"; "Покров"; "Богоматерь Всех скорбящих радость"; "Зосим и Савватий"; "Богоматерь Смоленская". Явны итальянские корни. По легенде, итальянские художники работали в Чечерске в позднем XVIII веке. Однако происхождение этой народной школы глубже. В последний период её поддерживала династия деревенских иконописцев Гераковых.

На выставке представлены также иконы, поступившие в коллекцию музея из граничащих с Гомельской областью Брянской и Черниговской областей. Это ещё раз доказывает, что культура, как и река, не знает границ.

Заслуженный деятель культуры Республики Беларусь Г.Г. Нечаева

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика