Ветковский музей народного творчества волею судьбы оказался в центре тех событий, что связаны с “культурными последствиями” Чернобыля. 58 населённых пунктов перестали существовать только в Ветковском районе Гомельской области. Среди них – безвестные маленькие посёлки и большие сёла со своей неповторимой культурой.
Земли эти имеют богатое историческое и доисторическое прошлое. Здесь известны археологические памятники, начиная с мезолита. Некоторые из них, например, Стрелица, помнят знаменитые раскопки 1960-х, открывшие миру артефакты эпохи бронзы – свидетельства культуры индоевропейцев, осваивавших эти земли в ІІІ тысячелетии до н. э. Местные реки – пути и места расселения древних славян, племена которых подходили друг к другу наиболее близко. Роль культурного “пограничья” продолжала быть актуальной и на протяжении последующих веков, сменявших границы и сами названия княжеств и государств. В результате традиции, сохранявшие свою самобытность в целостном самоосознании, вмещали многослойные пласты культуры разных периодов истории.
Так, явно языческое наследие – обряд “Стрела” – сохранялся и развивался в “коконе” христианского освящения своей плодородной функции. Так в местных традициях узорного ткачества сохраняли свою магическую, а затем и благожелательную роль древнейшие элементы орнамента – те “раннеземледельческие культовые знаки”, что до последнего времени украшали тканые рушники. Так местная домовая резьба прониклась соединительными тенденциями, где барочный завиток соседствовал с тератологическими мотивами древних рукописей и ещё более древними ритмами земледельческого космоса…
Жители “зоны отселения” отождествляли себя с потомками самых разных конфессиональных и социальных групп: православных “мужиков”, казаков, шляхты, старообрядцев разных толков. Так в “срезе”отселённых деревень отозвалась уникальная историческая и культурная ситуация региона – мирное и многовековое сосуществование традиций, позволившее сохранить архаические черты в их “раздельности”. В то же время, активное и полное взаимного интереса взаимодействие этих традиций приводило к возникновению неповторимых культурных феноменов. Таковы, например, ветковская школа иконописи, местный стиль рукописной книги, народная белорусская икона, богатство узорного ткачества, фольклорные шедевры.
Исследовательский коллектив музея собирал материалы в этих деревнях и до, и после их отселения. За 25 лет работы в музейный фонд вошли уникальные коллекции. Пришло время упорядочить материалы и опубликовать как можно подробнее собранное нами – свидетельства богатого наследия – художественной культуры, фольклора, обрядов этих мест. Потому что “тексты” духовной культуры, как и рукописи – не горят!
В 2005 – 2006 годах музей работает над собственным исследовательским проектом “Голоса ушедших деревень”. Решено создать банк данных по культуре и традициям деревень региона, которые были отселены в связи с чернобыльскими событиями. Кроме упорядочения старых записей и систематизации памятников, сюда входят и исторические данные, и сведения, получаемые сегодня от переселенцев, родные деревни которых уже не существуют. Анализируются экспедиционные материалы всех лет – фоно-, фото-, видеозаписи. В результате в банк данных входят 316 экспонатов, более 500 фольклорных текстов, собранных в разные годы сотрудниками музея. Реставрируются иконы и старые ткани, проводится подробная фотофиксация. Сами памятники: археологические артефакты, произведения народной художественной культуры – становятся предметом нового научного исследования. Они предстают не только как факты местной культуры, но и как сопоставимые “тексты” внутри неё. Становятся понятнее целостные традиции духовной культуры, так как впервые ставится задача “услышать голос” каждой деревни, а вместе они сливаются в стройные хоры. Так складываются очерки художественной культуры и традиций. При этом осуществляется главный принцип исследований – проводить их на основе только тех памятников и текстов, которые происходят из более не существующих деревень.
Проект захватывает своих участников: сотрудники открывают новые для себя стороны традиционной жизни (порой и в собственных записях прежних лет, по молодости не осмысленных в то время), “информанты” – переселённые жители – заново переживают и вспоминают до деталей “красоту” обрядов, загадочность преданий. Обе стороны переосмысливают прошлое – и оно становится частью их сегодняшней души.
Активность и смысл любого проекта – в его творческом импульсе, обогащающем современного человека, позволяя ему обретать собственные корни. Поэтому так важно – поделиться радостью взаимного откровения. Естественным образом планируется и осуществляется ряд “публикаций” – статей в периодической печати, выступлений по радио и телевидению, участие в конференциях. Итоговым результатом проекта его участники хотели бы видеть издание альбома-монографии, эта книга готовится сейчас в музее. Главное – не утратить!
Среди “публикаций” проекта – и выставки, подготовленные как этапы результатов исследований. Их цель – показать непреходящие ценности, созданные традициями отселённых деревень. Оставленные нам в наследство художественные и духовные шедевры традиций утверждают: их мощь и жизнеутверждение должны войти в мир современного человека. Мы назвали цикл этих выставок “Голоса ушедших деревень”.
Первая была открыта всего один день. Но в этот день – 20 апреля – в Гомеле проходила международная конференция. В её рамках и была открыта выставка Ветковского музея, которому была оказана честь представить художественную культуру и традиции “чернобыльских” деревень перед лицом её участников, прибывших из многих стран.
Резной наличник из Акшинки и резные детали украшения домов из многих других наших выселенных деревень.
Народные иконы: “Покров” и “Илья” из Бартоломеевки, “Одигитрия” из Беседи, “Спаситель” из Гуты, “Пророк Илья” из Ириновки, “Христос” из Осова, “Богоматерь Казанская” из Сивенки, “Богоматерь Благодатная” из Старых Громык, “Преображение”, “Святое семейство” и “Троеручица” из Ухова, “Воскресение”, “Варвара” из Хизов… Излюбленное в народе “Чудо Георгия о змие” – из Гуты, Лесков, Осова, Хизов.
Узорные рушники (мы вправе гордиться ткацкими традициями своих бабушек – мастерицы “нашего угла” на юго-востоке Беларуси, пожалуй, лучшие) сияли целым “иконостасом” красно-белых тканей с древними узорами. Акшинка, Амельное, Бартоломеевка, Быковец, Воробьёвка, Гибки, Лески, Селицкое, Сивенка, Старое Закружье, Червоный Кут – все донесли до нас свои тканые “тексты”, замысленные и сказанные с помощью узора “молитвы” о благополучии в судьбе и урожае на поле.
Среди выселенных – и четыре старообрядческие слободы: Борьба (бывшая слобода Романова), Ново-Ивановка (бывшее Голодное), Косицкая и Попсуевка. Они значились в составе “Ветки старообрядческих поселений ещё в конце 17 в. Неудивительно поэтому, что упорные по характеру, ценители старины – их жители сохранили до наших дней книжные сокровища с 16 века. Например, рукописному “Евангелию” из Косицкой – полтысячи лет! Старопечатные издания 16-17 веков хранят на своих страницах уникальные исторические записи – “вкладные” царей, князей… Но тут же – записи по истории собственных деревень, имена родившихся и усопших. Конечно, украшением всей выставки были цветные, украшенные неповторимым орнаментом рукописи местных мастеров, их древние ноты– “крюки”…
Представшие на дубовых мольбертах старообрядческие иконы, писанные старинной техникой яичной темперы, казались сошедшими к нам из своей былой жизни – приблизясь к зрителю, они представали за всех ушедших жителей, когда-то молившихся перед ними. Именно в Ветковском музее, а не в увезенных и исчезнувших вещах, сохранилось представление о “Ветковской школе иконописи”, о высоте мастерства и дерзновенности помысла местных мастеров – наших жизнелюбивых и страстных предков, завещавших нам крепость слова и радость ощущения мира. На выставке такими “предстоятелями” стали: маленький домашний “Георгий” и церковный “Покров”, украшенный чеканкой по золочёному левкасу из Борьбы; обладающий магической силой взгляда “Никола Отвратный” из Ново-Ивановки; “Архангел Михаил” (ростовой и огненный всадник-“Воевода”) из Косицкой, “Лоно Авраамово” (“Недра праотцев”) оттуда же – с золотыми яблоками в райском саду и душами праведных в виде младенцев; разрушенное “Знамение” и великолепное “Успение” 18 века (при покупке оно пришло закрашенным коричневой краской, с почерневшими ликами, но реставрация минских мастерских открыла шедевр) из Попсуевки… Наконец, за многие годы вновь собрались вместе ростовые “пророки” и “праотцы” из церковного иконостаса той же Попсуевки (часть иконостаса собрана музеем и отреставрирована его специалистами).
Более полная экспозиция выставки в филиале Ветковского музея в Гомеле (ул. Кирова, 8) представила все эти экспонаты и пополнила ряд икон, книг, тканей, предметов быта… Символические композиции “Окно” и “Прядение Судьбы” объединили всё красочное многоголосие. В “Окне” – наличник из Старых Громык стал олицетворением всех окон утраченных домов. В нём – раскинула молебно руки “Богоматерь Знамение” из Попсуевки, вокруг – на красном фоне – фото жителей: родов, семей, друзей… Ниже – множество кувшинов, из которых когда-то пили парное молоко. Известно, как часто с кувшином сравнивался человек. Столь ценный и столько же хрупкий! Вторая символическая композиция включила в себя “коло”-круг прялок (все они из выселенных деревень). Часть из них стоят на разной высоте, другие продолжили круг “на небо” своими колёсами с точёными спицами. В центре всего круга – икона. Это образ покровительницы женских рук “Троеручицы” (её заказывали наши много трудившиеся прабабки “Чтобы руки не болели… ”). Икону “поддерживает” плетёный красный старинный пояс. К нему – ото всех прялок – тянутся красные нити, сплетая этот символ продолжения рода!
Сегодня и в самом здании музея, в Ветке, выставляются многие произведения нашей культуры из “выселенных-населённых” пунктов (каков парадокс наименования!). Проект продолжается. Возможно, где-то лежат в шкафах прабабкины рушники или старинные льняные одежды. Может быть, ожидает своей судьбы старая доска иконы. Кто-то помнит и уже не поёт прекрасных старинных песен, кто-то знает названия всех тамошних углов и легенды о них. Если всё это разойдётся, забудется, умрёт вместе со сказителями и певуньями, то никто не будет помнить своих корней и не узнает своего рода по духовному семени; а именно так – сгущенно и свёрнуто, как семя, хранится в нас культура! Мы унесёмся лёгким пухом по свету, но наши дети не должны потерять “своё” – иначе взойдут они не как многоцветный луг красоты, а как безликая одинаковая трава!
Галина Нечаева
Директор Ветковского музея народного творчества,
заслуженный деятель культуры Республики Беларусь.
Статья в районной газете