1 ноября 1987 г. в небольшом городке Беларуси — Ветке открылся музей народного творчества. В его экспозиции хорошо прослеживается своеобразие истории и культуры этого региона Гомельщины.
В 1680—1770-е гг. Ветка оказалась в центре посадского раскола. Являясь в суш;ности столицей поклонников старой веры, старообрядцев, она пользовалась огромным авторитетом. В культуре Ветки по-своему были поняты, переработаны и сохранены традиции Московской Руси.
На памятники местного искусства впервые серьезное внимание обратил ветковчанин Федор Григорьевич Шкляров (1925—1988), который стал активно их собирать и пропагандировать. Именно его коллекция положила начало музею, расположенному на Красной площади Ветки в бывшем купеческом доме. В оформлении музея большое место занимает декоративная резьба, выполненная по мотивам орнаментов ветковских рукописей Ф. Г. Шкляровым и его сотрудниками. Это создало своеобразную среду, столь необходимую для восприятия местной культуры.
Музей располагает уникальными коллекциями манускриптов, старопечатных книг, иконописи, произведений прикладного искусства, народного костюма, ткачества и вышивки Ветковского района, многие из которых впервые публикуются в настоящем альбоме.
Ценно собрание старопечатных книг. Здесь — издания русских и белорусских печатников XVI в. Ивана Федорова, Петра Мстиславца, Андроника Тимофеева Невежи, Василия Гарабурды; книги лучших мастеров московских типографий первой половины XVII в., первые книги печатного двора Киево-Печерской лавры, местных типографий XVIII в. — Клинцов, Яновской; старообрядческие издания XVIII в. из Супрасля, Почаева, Вильно, Гродно, Могилева, Варшавы, в которых сохранены уникальные летописи, жития, повести. Коллекция старопечатных книг XVI—XVIII вв. свидетельствует, что Ветка в конце XVII—XVIII в, стала крупным культурным центром. В нем большое значение имела и рукописная традиция, значительно активизировавшаяся в XVIII в., когда создавались местные рукописные сборники. Особенности художественного оформления ветковских рукописных книг наиболее полно можно проследить по певческим рукописям, сохранившим древний способ записи музыки, так называемую «крюковую» нотацию.
Местная школа книжного орнамента характеризуется усвоением и переосмыслением «старопечатного» стиля и московского барокко XVII в. Ветковские мастера трактуют его бурные, развивающиеся формы как воплощение безудержной растительной силы, они словно выращивают инициалы от маленьких завитков до целого сада. Рукописи выделяются огромным разнообразием растительного орнамента. Живое ощущение ритма не дает «застывать» динамичным формам и в конце XIX — начале XX в. Заставки, инициалы многих рукописей близки народной росписи, радуют небывалым многоцветьем.
Живописный центр в Ветке известен с XVIII в., когда местные иконы широко расходились по всему «старообрядческому миру». Он, унаследовав традиции древнерусского искусства, продолжал существовать и в нашем столетии. Ветковская иконопись XVIII в. впитала разнообразные художественные традиции, чему в большой мере способствовали пришедшие сюда московские, поволжские, новгородские, белорусские, украинские мастера. Как и в белорусской, в местной иконописи XVIII в. наблюдается соединение изводов, вкрапление «реалий», передача элементов интерьера, костюма, отражение сложного состояния персонажей. В то же время в ней вплоть до XX в. сберегается техника живописи плавями и множество стилистических особенностей древнерусского искусства. К образцам XVI—XVII вв. восходят «Покров» и «Собор архангела Михаила» (XIX в.). Ритмы пышного московского барокко оживают в работе Е. И. Андрианова — «Благовещение» (1880).
Сохранение древнерусских традиций проявляется и в оформлении икон. Ризы, оклады, венчики, киоты с позолоченной резьбой составляют с живописью органическое целое. Создавшие их мастера продемонстрировали самые разнообразные техники обработки металла: выколотку, чеканку, гравировку, просечку, серебрение, золочение. Ветковские мастерицы бережно хранили древнюю технику шитья «в прикреп» в бисерных и жемчужных окладах.
которые, как и местная живопись, рукописи, отличаются ярким и радостным многоцветьем. Ажурная позолоченная резьба киотов XIX в., украшающая ветковские иконы, является наследницей всемирно известной «белорусской рези сквозной» (XVII в.).
В Белорусском Приднепровье находится ещё один центр народного творчества — Неглюбка. В нем сохранились ценнейшие образцы традиционного ткачества и вышивки, поражающие разнообразием древнейших орнаментальных мотивов, изяществом композиций, виртуозностью техник исполнения. Эти черты получили свое дальнейшее развитие в искусстве современной Неглюбки.
Впервые собранные воедино и широко представленные в экспозиции музея памятники Ветки, Неглюбки позволили увидеть яркое своеобразие и проследить особенности и уникальность развития культуры этого региона Беларуси.