(память его 11 ноября)
Преподобный инок-схимник Викентий пришёл из Москвы на Ветку еще в первых годах её заселения (конец XVII века). Избежав «первой ветковской выгонки», Викентий поселился в монастыре святого Лаврентия, где особенно отличился благочестивою жизнью и необычайно строгим подвижничеством. Лет чрез пять по основании обители на берегах Узы, отец Викентий с благословения игумена оставил киновию и отошел на пустынножительство поближе к тогдашней русской границе. Здесь, недалеко от Лаврентьева монастыря, возле слободы Крупец, что у реки Крупки, преподобный муж своими руками ископал в горе пещеру, где и поселился. «Из пещеры потаенная дверь вела в тесный проход, длиною в 100 сажен, ископанный им же, с разными переходами, где в углублениях стояли иконы и кресты; в одном месте был вырыт его трудами колодезь… Стосаженный проход оканчивался погребом, около квадратной сажени, где и жил именно инок-схимник Викентий»59.
Лощение, бдения, ношение вериг и постоянная молитва исполнили старца Христовой благодати. Рассказывали, что святой Викентий отличался необыкновенною прозорливостью, пророчествовал, а однажды, находясь после долговременной молитвы в состоянии восторженности духа, имел Божественное видение. К Викентию стали стекаться иноки и вскоре подле пещеры отшельника возник скит с двумя часовнями и несколькими кельями. Прошло еще немного времени, и вокруг скитской ограды образовалась новая слобода, получившая название Новый Крупец. Слава пещерного жителя и крепкого хранителя истинной веры привлекала к святому все новых и новых подвижников. И вскоре братия Викентия превзошла в строгости иноческого жития насельников Лаврентьева монастыря.
В 1773 году, чрез год после того как Могилевское воеводство, в котором находились ветковские слободы и монастыри, отошло от Польши к России, умер в возрасте почти ста лет великий подвижник Викентий Крупецкий. Тело его, изможденное долговременным постом, бдениями, молитвами, ношением тяжких вериг и трудами, было обретено нетленным. Весть о новых святых мощах облетела весь христианский мир. Скитники положили мощи в деревянную раку и поставили ее в той самой пещере, где подвизался преподобный старец. В пещере ежедневно, с утра до вечера, пелись панихиды.
Толпы богомольцев не только из старообрядческих слобод, но и из соседних белорусских деревень потекли к мощам Викентия. Богомольцы брали из пещеры песочек, а из колодца, ископанного руками святого, — воду. По вере берущих от песка и воды совершались исцеления различных недугов. Сию целительную святыню разносили по домам. У раки нового угодника Христова стали совершаться чудеса и исцеления.
Но недолго украшалась Церковь мощами святого чудотворца. В 1775 году по доносу местного никонианского попа святые мощи были кощунственно сожжены, пещера Викентия закрыта, скит разрушен, а иноки высланы.
На месте сожжения мощей в пепле христианам удалось найти обгорелые кости, часть срачицы (нательной рубахи) и оставшееся совершенно целым сердце преподобного. Устроив из белой жести небольшой ящик по подобию раки, христиане благоговейно положили в него собранные частицы и тайно отослали в Лаврентьев монастырь.
Согласно малоизвестному старообрядческому сочинению, преподобного Викентия «безбожный комиссар Газмзюков с никонианцы восхитил из пещеры и в огнь вверже… Вериги святаго, искупленные у гонителей сребром и златом, хранятся в Спасской Гомельской обители»60.
Теперь в сию обитель стали стекаться паломники для поклонения святым мощам. Когда же умирал старец Лаврентий, то завещал своему преемнику Феофилакту возвратить мощи Викентия в Крупец, что и было исполнено. Но в 1839 году, когда власти впервые разоряли Лаврентьеву обитель и угроза уничтожения нависла над прочими монастырями Ветки и Стародубья, игумен Аркадий, покидая Россию и перебираясь в Славскую обитель, находившуюся в турецких пределах, увез с собою мощи преподобного Викентия. Дальнейшая судьба оных мощей неизвестна.
Место на горе, где стоял скит святого Викентия, нынешние жители Крупца называют «городком». Некогда здесь была построена старообрядческая церковь, сгоревшая в 1917 или 1918 году. Теперь на месте храма и скита установлен памятный крест.
Подвигам и чудесам святого Викентия было посвящено «Сказание о житии и отчасти чудес преподобнаго отца нашего Викентия, иже на Новом Крупце». К сожалению, сказание не дошло до нас. Но память о славном подвижнике, великом чудотворце Викентии всегда будет храниться христианами. Жители Крупца до сего дня помнят старца. Среди них бытует поверье, будто бы Викентий был разбойником и грабил суда, ходившие по реке Крупке, но позднее раскаялся, отрекся от разбоя и начал подвижническую жизнь. И поныне староверы Крупца верят, что «благодаря ему несчастья “обходят” деревню»61.
Димитрий Урушев