Выставка "Дивен Бог во святых Своих" стала совместным проектом Ветковского музея и Гомельской епархии Белорусской Православной Церкви.

Тематические блоки посвящены особо почитаемым святым в народе: Николаю Чудотворцу, Илье пророку, Георгию Победоносцу, Варваре великомученице; отдельным Богородичным иконографиям, явленным на нашей земле; Покрову Пресвятой Богородицы – великому празднику в Русской Православной Церкви; св. кн. Александру Невскому; прп. Сергию Радонежскому; прп. Серафиму Саровскому; недавно прославленным Церковью святым – Алексею Лельчицкому и Иоанну Кормянскому.

Выставка отражает почитание святого в двух основных направлениях: церковно-каноническом и в народной культуре, которые жестко не разграничиваются, взаимоотносятся. Первое направление представлено в разработанной канонической иконографии, в гимнографии – в церковных песнопениях и в духовных стихах. Второе скорее представляет мифологизированный образ святого, наделяя его способностью влиять на все сферы человеческого бытия. Со святым связываются свои нужды, упования, его включают в календарный цикл аграрных работ.

На выставке кроме икон Вы сможете увидеть старопечатные книги, рукописные литургические тексты, предметы богослужебного употребления из фондов Ветковского музея, а также предоставленные Гомельской епархией и из семейных архивов. Некоторые экспонаты представлены впервые.

Открытие выставки состоится 20 ноября 2015 года в 16:00 в филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций в Гомеле (пл. Ленина, 4).

Открытие выставки "Дивен Бог во святых своих"

20 ноября в филиале Ветковского музея открылась новая выставка "Дивен Бог во святых своих". это второй по счёту совместный проект Ветковского музея и Гомельской епархии Белорусского православной церкви. Посвящён он размышлением о понятии святости.

Организатор выставки и научный сотрудник Ветковского музея Андрей Скидан утверждает, что тема святости хорошо разработана в богословском дискурсе, однако для музейщиков важно было также отобразить её через собственную коллекцию, собирательский, исследовательский подход.

- Святость - глобальная качество человеческого существования. Мы говорим, что бог святой, но он выше святости. И одним из отпечаток этой чрезвычайности бога является святой человек, - начинает Андрей Скидан рассказ о концепции выставки и далее объясняет само понятие в христианской культуры, которое есть ни что иное, как "жизнь ради бога".

Церковь на протяжении развития художественной культуры выработала ряд принципов и правил выявления опыта достижения святости. И отразился он в иконописи, прадстевленым на выставке образцами разных времен и стилей. Но не только: здесь присутствовать также литургические тексты - акафисты, сборники Житий, тексты молитв и песнопений и т д. При подготовке выставки были использованы и устные тексты народной культуры - еще одна сфера бытования святых.

После Андрея Скидан слово взял отец Александр Лапушански. Он рассказал про Алексея Лельчицкого - одного из представленных на выставке святых, о котором сохранились документы, последний из которых датируется 1998 годом.

В заключение директор музея Нечаева Галина Григорьевна сделала на некоторых экспонатах свои искусствоведческие акценты, украсив их добытой в экспедициях информацией и историями появления икон в фондах.


 

Выставка Пасха 2015 года

Пасха - большой древний праздник в честь солнца, весны, пробуждения природы и наступления земледельческого сезона. По-видимому, с Пасхи некогда мог начинаться календарный год. В эпоху христианства Пасху стал додумывать до воскресения Христа.

Пасха - самый долгожданный и радостный праздник у христиан, которое проходило после длительного семинедельного поста. К Пасхе все тщательно готовились, убирали дом и двор.

По-настоящему уникальной можно считать традицию деревни Неглюбка Ветковского района. Именно здесь до середины ХХ века сохранялся обычай "надевать" угол с иконами в новые рушники перед Пасхой. Каждая ткачиха считала за честь наткать новый, "не хуже, чем у соседки", полотенце - "одежда для Бога". Каждый раз принося в традицию ткачества что-то новое (менялись цвет и размер, предпочтение отдавалось растительной тематике) неглюбчанки-ткачихи сохраняли архаическую основу - композицию и систему распределения знаков. Каждая неглюбских ткачиха могла в прямом смысле читать свои рушники. Она не просто украшала угол, а писала сакральный текст к Богу.

Посетители выставки смогут увидеть уникальную коллекцию тканых головных "платка" начала ХХ в. и "новых" тканых рушников деревни Неглюбка 70-80-х гг., которые констатируют развитие и своеобразный расцвет архаической традиции в эти годы.

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика