Выставка «Любили раньше чаёвничать» 2012
Само появление чая овеяно легендами. Чаще всего ссылаются на ту, согласно которой первыми стали употреблять настой листьев пастухи на юге Китая, обратив внимание на животных, которые щиплют листочки с кустов и становятся бодрее. История чая уносит нас в Китай, где уже в 2700 г. до нашей эры в одной китайской рукописи упоминается о чае. По одной из легенд в 1737 г. до нашей эры китайский император кипятил воду в своём саду. В закипевшую воду от порывов ветра с куста слетело несколько листочков. Он попробовал воду и пришел в восторг от приятного вкуса и нежного запаха. Так был открыт чай.
Сегодня чай стал одним из самых популярных напитков в мире. В Европу первые сведения о чае проникли в 1584 г. Его распространению способствовали послы. Первоначально, в 16 веке чай появился в Португалии, затем в 17-м веке в Голландии и Англии. В этом же веке чай появился и в Москве.
Название чая произошло от китайского слова «ча», что значит молодой листок (с чайного куста срывают только почку и 2 самых верхних листа).
Именно в России чай стал самым распространенным напитком. Дюма-отец, автор кулинарного словаря, писал: «Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России». А основой чаепития в России всегда был самовар, который стал таким же символом России, как балалайка, матрёшка и автомат Калашникова. Первые сведения о самоваре (документально зафиксированные) появились в 1778 г. Самовар был для русского человека не просто водогрейным сосудом, а символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке (самовары продавались на вес и стоили: из латуни – 64 рубля за пуд, из красной меди – 90 рублей за пуд). За самоваром решались серьёзные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире, и в чайной, куда могли заходить и небогатые люди.
В экспозиции представлены самовары из фондов Ветковского музея, и из частной коллекции В.Г. Шолохова, а также другие предметы, сопутствующие церемонии чаепития – фарфоровые, стеклянные и жестяные банки для хранения чая, блюда, тарелки и чашки (из фондов Гомельского областного музея и частной коллекции В.Г.Шолохова) и даже шелковые шали (из фондов Гомельского областного музея), украшавшие плечи дам, - без сомнения их можно назвать атрибутами церемонии русского чаепития. В торце зала располагается «трактир», который немногим отличается от трактира, запечатленного русским художником Б.М. Кустодиевым - такой же самовар, такая же икона, такие же часы, посуда и пр.
Выставка «Современная вышивка» 2012
Вышивка - занятие, которое может затянуть с головой даже современного человека, который имеет не так уж и много свободного времени. Подтверждение тому - работы женщин-гомельчанок, выставленные в филиале Ветковского музея народного творчества.
Четыре женщины - сотрудницы таможни, еще две работают в медицинской сфере. Все называют занятия вышивкой всего лишь своим хобби. Однако при взгляде на работы понимаешь, что у них вложено душа, чувство вкуса и чувство цвета, творческий потенциал и талант.
Вышитые произведения представлены в двух техниках: "крест" и "Гобеленовом шов". По тематике произведения - самые разнообразные, от натюрмортов и пейзажей (как городских, так и сельских) до портретов и икон. Есть работы, поданные целыми тематическими блоками ( "Времена года", "Восточные миниатюры" Ларисы Владимировны Кузнецовой, "Любовь. Супружество" Валентины Викторовны Демчаковай). Некоторые экспонаты очень реалистичные и на расстоянии больше напоминают фото или произведение живописи ( "Малыш", "Сладкие-сладкие" Елены Николаевны Логвиненко).
- Спасибо таланту женщин. Настоящие произведения искусства! - такими и подобными записями переполнена специальная книга для благодарностей, несмотря на то, что официальное открытие выставки состоялось не так давно - 26 июля.
- Впервые я увидела эти работы в закрытой зале дворца творчества детей и молодежи "Юность", - вспоминает заведующая филиалом музея Валентина Алексеевна Селедевская. - И предложила вывесить их у нас. Женщина были очень рады показать результаты своей работы более широкому кругу людей.
Традиционная вышивка всегда имела под собой некую знаковость, мифологический подтекст, современная же рассчитана исключительно на эстетическое восприятие. Приходите в филиал Ветковского музея, чтобы получить эстетическое удовольствие от творчества гомельских мастериц.