Выставка является продолжением авторского проекта музея «Голоса ушедших деревень». Деревень, которых больше нет на карте мира после трагедии на Чернобыльской АЭС. Но, несмотря на это, память об этих местах живет в записях, фотографиях, экспонатах, собранных во время экспедиционных поездок сотрудников музея.
Одним из таких мест является Святск. Вначале это была старообрядческая слобода, расположенная на краю России, у границы с Беларусью. Всего в восьмистах метрах – белорусские перелески. Граница государства проходит и ныне по небольшой речке Очесе, которая течет у западной окраины некогда большого поселения.
Последние жители покинули свои родные места - не по своей воле - осенью 2002 года. Некогда знаменитый своими садами и справляющий девять ярмарок в году, ныне и сам Святск уехал со своей последней ярмарки.
На протяжении всей истории Святск был неразрывно связан с первым в истории старообрядчества Покровским храмом, основанном и освященном на Ветке. По информации, полученной многими исследователями, церковь эта, срубленная из дубовых брёвен, была разобрана и перевезена частично плотами по реке Сож, а частично - на лошадях в Стародубскую слободу Святскую. С тех пор слобода Святская стала родным детищем Ветки, получала оттуда священников, повинуясь во всем ветковским уставам.
На выставке впервые после реставрации выставляется уникальная коллекция иконописи, чеканки, книжного искусства, деревянного зодчества старообрядческих мастеров посада Святск XVIIІ – начала ХХ ст.
Открытие выставки 1 ноября в филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций в Гомеле (пл. Ленина, 4).
Открытие выставки в филиале Ветковского музея отличалось особой душевностью: оно было похоже на встречу односельчан, которые давно друг друга не видели. И это частично было на самом деле так, ведь многие из присутствующих гостей был родом из того самого села Святск Новозыбковского района, которому и посвящена выставка.
Но первой взяла слово сотрудница Ветковского музея Светлана Леонтьева. Её немного огорчили слова заведующего филиала Петра Цалко о том, что святое дело по сбору экспонатов начали тогда, когда он "ещё не родился". Но огромную заслугу старшего поколения сотрудников невозможно оставить незамеченной.
- Эту выставку не хочется называть выставкой. Это воспоминание: о том селе, которого уже нет, - говорит Светлана Ивановна, несмотря на пост-чернобыльскую судьбу старообрядческой слободы.
Сотрудники успели побывать в Святске ещё до выселения и пообщаться с тамошними жителями, однако безмерно сожалеют, как мало было этого общения и как немного собрано информации. Рассказ Светланы Ивановны был действительно полон щемящих воспоминаний. Отметила она и сильную историческую связь Ветки со Стародубщиной, со Святскими слободами : после первой выгонки Ветка передаёт и направляет свою церковь именно в Святск. Переправка на плотах по реке мало чего оставила в целости. Часть вещей не только из Святска, но и со старой ветковской церкви - по мнению наших сотрудников - можно увидеть на выставке.
Отдельно Светлана Ивановна остановилась на суровом и грозном образе Николы Отвратного на Святской иконе: считается, что именно такая разновидность образов Святого Николая способна отвести зло от человека.
После беглого осмотра других экспонатов, собранных в экспедициях (а наши сотрудники были в Святске и после аварии на ЧАЭС), слово было предоставлено прихожанину старообрядческого храма в Новозыбкове Алексею Бяласу и заведующему Отделом Краеведение московской ЦБС "Солнцево" Олегу Каменецкому. Они исполнили духовный стих о боярыне Морозовой.
Следующей слово взяла исследовательница старообрядческой культуры на Ветковщине и Стародубье Марина Кочергина. Марина Викторовна, отметив достопримечательность села Святск, также в своей речи сделала акцент на сильные связи внутри Ветковского-Стародубского культурного пространства.
В Святске некогда проводилось до 9 ярмарок в год, и часть экспозиции посвящена этой стороне жизни села. А в базарную весёлую атмосферу ввела всех Наталья Дуброва, выполнив русскую народную песню "Ехал на ярмарку ухарь-купец".
А пока для гостей разливался чай из самовара, Алексей Бялас предложил продемонстрировать живую традицию древнего Крюкового пения, которая до сих пор сохранилась у старообрядцев. На этот раз мужской вокал был дополнен женским голосом бывшей жительницы Святска (а сейчас - гомельчанки), посетившей нашу выставку.
Ежегодно, на Пречистую (28 августа) со всех уголков, по которым разбросала судьба бывших жителей Святска, съезжаются люди в этот населённый пункт на богослужение. Воспоминаниями и впечатлениями от этих поездок был наполнен разговор наших гостей в конце открытия. А наша выставка-воспоминание - еще одна дань памяти славному прошлому.
- Красота такая, поют как красиво … - говорит об открытии выставки Надежда Мармукова. - Я в Москве училась, на художественном факультете. Мы историю искусств изучали, в том числе и старообрядческую. Песню эту знали, какую Наталья пела. Это было для меня все равно как молодость вспомнить.
Спросили мы о впечатлениях и бывшего жителя Святска Николая Карупанава:
- Это не только выставка. Это годы моей юности, моего детства. Мне настолько здесь все родное и близкое … даёт пищу для воспоминаний о своих родных, близких, знакомых, друзей.