Путём воды

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивы приметы
переносить на полотно… — призывал русский поэт Николай Заболоцкий.

Его слова можно адресовать всем тем, кто любит неповторимое великолепие окружающих пейзажей.

У ветковчан есть возможность прикоснуться — глазами и сердцем — до 17 живописных полотен, которые экспонируются в видеоцентре "Ветковский" с 27 июля до 30 августа. Сотрудниками Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций С.И. Леонтьевой, П.М. Цалко здесь налажена выставка "Пейзажи малой родины". На ней представлены картины из фондов Национального художественного музея Республики Беларусь и Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций.

Картин — сравнительно немного. Это — пейзажи, способные вызвать чувства, эмоции, которые наполняют душу тайнами гармонии.

Художники предлагают увидеть необычное в обычном.

И поэтому я всматриваюсь в чрезвычайно светлые штрихи, которые есть на картине Анатолия Барановского "Бархатный туман" (2008); представьте себе деревья в фате серебряного тумана. Светлые, разноцветные штрихи — и на картине "Возле источника" (2002), которую создала его дочь, белорусская художница Елена Барановская.

Самого источника, в привычном представлении, не видно, как не видно и деревянного сруба, который обычно защищает источник. Не видно оброчных крестов с оброчными рушникими (где-то наяву в разных местах Беларуси их можно увидеть). Передо мной — путь воды, который она проложила, появившись из земных недр. Почти физически ощущаешь, как вода течет, преодолевает препятствия, нащупывает своё русло. Источники дают начало ручьям. Ручьи наполняют реки. Сама река становится путём — для больших и малых путешествий, соединяет миры. И вот так, стоя перед картиной — отпечатком земного пространства, путешествуешь, находишься в другом измерении.

Анатолий Барановский (1937-2017) — мастер станковой живописи в жанре пейзажа, народный художник Беларуси. Это звание он получил в 2012 году. Его творчество было представлено в Италии, Англии, Польши, Германии, Бельгии, Швеции, Швейцарии, Франции, США, Украине, России, Болгарии, Дании, Японии, Китае, и других странах мира.

Анатолий Барановский — один из 32 народных художников Беларуси.

Роберт Ландарский. "Луг цветёт". 1977
Роберт Ландарский. "Луг цветёт". 1977

На выставке представлена картина "Река Беседь. Старые Громыки" (1970-е гг.) основателя гомельской школы живописи Дмитрия Олейника. Здесь же — картина известного гомельского художника Роберта Ландарского "Деревня Громыки" (1978). Эти картины — документальные свидетельства о деревне Старые Громыки, которая исчезла после Чернобыльской трагедии. Однако же, на шоссе "Ветка-Столбун" на одном из поворотов и сегодня можно увидеть указатель с названием "Старые Громыки", — настолько заботятся ветковские дорожники о сохранении памяти о А.А. Громыко.

Дмитрий Олейник. "Река Беседь. Старые Громыки". 1970-е гг.
Дмитрий Олейник. "Река Беседь. Старые Громыки". 1970-е гг.

Пейзажи около Старых Громык, видимо, были настолько удивительными, что художники не смогли остаться равнодушными и перенесли их на полотно.

На одной из картин — очень высокий берег Беседи с деревьями. На заднем плане — деревенская улица — вдали, внизу, виднеются маленькие крыши деревянных домов.

Буквально на этом самом месте мне пришлось быть в далёком 1984 году. После окончания девятого класса школьники будущих 10 «А» и 10 «Б» классов Светиловичской средней школы (я — одна из них) отправились на несколько дней с учителями в туристический поход. Пешком шли, многие километры одолевая, по отдельным местам Чечерского, Ветковского районов. А не Константин ли Константинович Полторацкий — на то время учитель физкультуры Светиловичской школы знал об этом высоком береге над Беседью? Вечером, 4 июня 1984 года, мы поставили здесь палатки и заночевали. Утром, в шесть часов, проснулись от громкого мычания коров. Откуда коровы?! Посмотрели с берега вниз и увидели целое стадо. Хозяйки одна за одной выпускали их на улицу из своих дворов. Коровки медленно шли по этой самой деревенской улице…

Художники пишут на полотнах те пейзажи, которые их чем-то поразили. Вот и Фёдор Шкляров записал для вечности мгновения времени и пространства: "Река Шпонка" (1975), "Павожбор" (1978), "Опушка" (1979).

Фёдор Шкляров. "Река Шпонка". 1975
Фёдор Шкляров. "Река Шпонка". 1975

Фёдор Шкляров. "Павожбор". 1978
Фёдор Шкляров. "Павожбор". 1978

Экспонируются следующие картины белорусских художников: "Лето" (1964), автор — Лившиц Х.М., "Пейзаж над Солами" (1972), автор — Савицкий В.М., "Полоневичи", автор — Лагун В.А., "Пушистая зима" (1963), автор — Васильев В.И., "Северные берёзки" (1990), автор — Фетисов И.Е., "Гольшаны. Костёл францисканцев" (1989), автор — Шарипо П.П., "Хуторок на болоте" (1990), автор — Зайцев Е.А., "Вечер" (2006), автор — Гаврин Ю.В.

Шарип П.П. "Гольшаны. Костёл францисканцев". 1989
Шарипо П.П. "Гольшаны. Костёл францисканцев". 1989

На выставке представлена картина "Осень" (1974), созданная ещё одним нашим земляком, уроженцем Ветки, белорусским художником Сергеем Цукановым. Родился он в 1936 году. Сергей Цуканов сделал свой вклад в белорусскую живопись. Остались картины, им написанные: "Минск строится" (1973), "На своей земле" (1982), "Доярки совхоза "Хальч"" (1977), "Дары природы" (1985) и многие другие.

Впрочем, у каждого посетителя, кто пожаловал или ещё заглянет на выставку, обязательно появятся свои — неравнодушные отношения к нашим пейзажам, свои эмоции и переживания. Хорошего настроения, я уверена, только прибудет.

В последние годы всё чаще Ветковский музей посещают туристы — жители Беларуси, России, Украины, которые говорят: "Мы объехали всю Европу, и не только, многое видели, а что есть интересное у нас, в Беларуси — о том мало знаем. Вот и приехали к вам… " Услышать такое — не в диковинку, потому что ещё несколько десятков лет назад белорусский поэт Алесь Ставер написал очень правдивые строки:

Каб любіць Беларусь нашу мілую,
трэба ў многіх краях пабываць…
Разумею цяпер, чаму з выраю
жураўлі на Палессе ляцяць…

7 августа выставку в видеосалоне увидели ученики 8, 9-ых классов СШ №1 г. Ветки имени А.А. Громыко — участники лагеря труда и отдыха.

Посещение выставки — бесплатное: такой вот подарок ветковчанам.

Приходите, приглашаем всех!

Удивляйтесь …

Текст: Лариса Романова — ведущий научный сотрудник.
Фото: Наталья Титушкина — сотрудник "Голоса Ветковщины".

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png 80-гадоу_3-3_1-p_001_Curved-Text _средний_размер.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика