Выставка «Стою в Раю с магнитофоном…» 2015
На этот раз филиал Ветковского музея решил удивить своих посетителей выставкой инстинктивного (наивного) искусства. И для этого взял самую близкую тему для этого жанра - Рай, или, точнее, образ Рая в народном творчестве.
Наивное искусство - это зов души художника-творца. То, что не имеет отношения к строгой научной искусствоведческой регламентации формы, композиции, цвета. И в то же время именно форма, композиция и цвет определяют это направление в искусстве.
На выставке представлены самые различные формы инстинктивного искусства: живопись (Савостьянов Михаил Петрович), роспись ковров (Киш Елена Андреевна, Якунин Михаил Иванович), вышивка крестиком и вышивка гладью (деревенские мастерицы из Ветковщины).
Своеобразным дополнением выставки служат народные представления о Рае, записанные сотрудниками Ветковского музея во время экспедиций и представлены для ознакомления посетителям выставки.
Открытие выставки состоялось 6 февраля в 15.00 в филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций (Гомель, пл. Ленина, 4).
Открытие выставки “Стою в Раю с магнитофоном… ”
Название выставки, несмотря на сходство с песенным или стихотворной строкой, является плодом фантазии директора музея Галины Нечаевой. Но она полностью передаёт и тематику, и настроение представленных сегодня в филиале Ветковского музея произведений.
Один из творцов, которые подарили посетителям частичку собственного сердца, это 88-летний самодеятельный художник из деревни Осовцы Михаил Савостьянов. С ним в своё время познакомился сотрудник нашего музея Андрей Скидан. Сам художник присутствовать на открытии не смог, но Андрей Валерьевич рассказал немного о его биографии и собственном знакомстве с его картинами.
- Он взял кисть, когда уже ушёл на пенсию. И за 15 лет вынув из себя все, что накапливал в себе с самого детства. И поэтому мы видим такие наивные образы и цвета, детское смешение красок. Это попытка ухватить мир в его идеальном существовании, в точке "акмэ", - говорит Андрей Скидан.
Следующие творцы - Елена Киш и Михаил Якунин - оставили свои представления о Рай на рисованных коврах. Произведения Алены Киш были привезены из Историко-культурного музея "Заславль". А ковер Михаила Якунина привез из Солигорского района его родственник Дмитрий Тарасов. Сам же самодеятельный художник был родом из Чечерщины, и, хотя не одну деревенскую избу украсил в свое время своим творчеством, других писанок Дмитрию отыскать не удалось. Но и эта, единственная, отлично перекликается с инстинктивной живописью Михаила Савостьянова.
Кстати, картин художника, которые сотрудники музея хотели показать посетителям, оказалось столько, что ими пришлось занять и ещё один зал филиала – ткацкую мастерскую.
Здесь к ним органично присоединился расшитый Рай деревенских мастериц из Ветковщины.
Открытие выставки украсил своей музыкой коллектив "Егорова гора", который также в своём творчестве вдохновляется народным искусством, только не изобразительным, а песенным.
Выставка «Старый город. Читая знаки» 2015
На выставке представлены элементы деревянной отделки домов Гомельщины в целом, и Гомеля в частности. Выставка представлена ГУК «Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций".
Наша жизнь наполнена символами. Мы можем обращать на них внимание (например, зелёный свет светофора), можем игнорировать. Некоторые знаки появились относительно недавно (например, символ восклицательного знака), некоторые дошли до нас из глубины времен (например, крест, треугольник, ромб).
Знак - это отсылка к другой информации, которую мы знаем, не знаем. Образец - это группа знаков, объединённых по тематике. Жизнь наших предков была наполнена символами, которые они хорошо знали и читали, как мы сейчас книгу. Но с течением времени эти не записанные свидетели прошлого потеряли смысл для потомков.
Город Гомель долгое время состоял из деревянной застройки. Горожане, по возможности, старались украсить свои дома. При этом они пользовались теми образцами, что и их далекие предки. О чем могут рассказать образцы деревянной городской застройки? Насколько в ней проявлялись архаичные мотивы? Насколько они были неизменны? Что хотели сказать наши предки, когда украшали плинтуса окон, карнизы домов изображениями животных, птиц, цветов? Ощущался влияние народов-соседей в отделке? Можно ли сейчас встретить такую отделку в городской застройке?
Срок работы выставки: 28 ноября 2014 - 28 октября 2015 г.
Место проведения: Музей истории города Гомеля (ул. Пушкина, 32).
Тел.: 8(0232) 74-28-23; 74-67-00.