Сразу после лекции-презентации "Здешние обереги", накануне Пасхи в нашем филиале прошел мастер-класс по пасхальных писанках. Подобные мастер-классы у нас проводятся уже не первый год.

Однако на этот раз тем, кто решил сделать с нами яйцо-пИсанку, было проще: музей обзавелся специальными устройствами - писачкАми, с помощью которых удобнее наносить рисунок воском на яйцо. За дело с восторгом принимались и сотрудники филиала, и те, кто остался после лекции. На некоторое время после экскурсии к процессу присоединились даже зарубежные гости из Бельгии.

Вас ждут:
- знакомых и незнакомых вам история пасхального яйца;
- мастер-класс по изготовлению пасхальных писанок;
- интересная и веселая компания;
- Много-много хорошего настроения :-)


Анонс.

4 мая в 12 часов в филиале Ветковского музея состоится мастер-класс по пасхальных писанках.

С собой нужно иметь сваренное куриное яйцо.

Адрес филиала Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций: г. Гомель, пл. Ленина, 4. Телефоны: 74-88-87, 74-10-40.


Пасхальные писанки своими руками

Современные люди страшно обленились … Пасхальные куличи сейчас не выпекают, а приобретают в магазине. Яйца красят во все цвета радуги - даром что химических красителей хватает - да лепят на них безвкусные наклейки. Прикоснуться к архаике и отведать, что же это такое - делать писанки собственными руками - предложил накануне Пасхи филиал Ветковского музея народного творчества.

Вначале сотрудник музея Пётр Цалко обращается к символике яйца в мифологии и фольклоре.

Наши предки считали, что из яйца родился мир. Есть, кстати, определенное разграничение между крашенками (просто окрашенными яйцами) и писанки. По самых распространенных сведений, красный цвет крашенки - это кровь Христа, которую он пролил за грехи людей, а писанка образовалось, когда Мать Боже плакала над Христом и ее слезы попали на крашеное яйцо. Воск, при помощи которого мы будем делать писанки, действительно похож на слезы, которые роют на яйцо и создают изображение.

Далее Пётр рассказывает ещё несколько легенд, связанных с происхождением пасхального яйца. Так, например, одна утверждает, что красное яйцо принесли в дар новорожденному Иисусу Христу. Вторая рассказывает о том, что Богоматерь сама делала игрушки-писанки, чтобы Иисус с ними игрался. А вот еще одно мнение: если человек, который нес яйца, сообщил евреям весть о воскресении Христа, те ответили: "Да скорее твои яйца покраснели, чем он воскреснет!». И в этот момент яйца покраснели.

Таких легенд и их вариантов - великое множество.

Не остается без внимания и прежнее языческое восприятие яйцо как символа жизни: на Гукание весны, на Ярование с ним были связаны определенные ритуальные действия, которые должны были продуцировать новую силу. Способствовало яйцо и защите дома, а также здоровью домашнего животного: когда первый раз выгоняли корову, клали яйцо на крыльцо, и животное должно было его переступить.

Это связано с формой яйцо: оно круглое и гладкое. Считалось, что корова должна быть сытой и такой же круглой и гладкой, - рассказывает Пётр Цалко.

Но яйцо использовалась и в черной магии:

Заказанное яйцо подбрасывали к человеку, которому хотели сделать что-то плохое.
И, наконец, наступает время, чтобы взять в руки карандаши и начать вырисовывать на яйце образцы. Кто-то пользуется рисунками, предложенными Петром, а кто-то - своей собственной фантазией. Дело это медленная и очень кропотливая: нужно не только нарисовать на скорлупе образец, но и, нанося маленькие капельки расплавленного воска, обвести его, затем покрасить яйца. И только тогда, держа над огнем, стереть тряпочкой Восковая изображение.

Получаются красивые красные яйца с белым рисунком: цветочками, солнышко, птичками … Молодежь "вычвараецца" на все лады: кто-то сделал пИсанку с изображением кардиограммы.

Идя сюда, я ожидала хорошей компании, хорошего настроения, как от всех мастер-классов. Ожидания оправдались, - делится впечатлениями участница Марина. - Узнала много нового. Во-первых, я познакомилась с технологией изготовления писанок. Во-вторых, я не знала раньше, что существует столько мнений, откуда взялись писанки. Интересно было узнать, что все это связано еще с языческой традицией.

Миронова В.


Прориси. Мастер-класс 22 и 23 ноября 2019

Приглашаем вас на мастер-класс по созданию и перенесению «прориси» (специального контурного рисунка используемого в иконописном мастерстве) на деревянные заготовки.

Термин «прорись» встречается в разных дисциплинах. Чаще всего его связывают с иконописью. Ветковский музей — единственный в Беларуси, обладающий уникальной коллекцией прорисей.

Прорись представляет собой лист бумаги разного формата с эскизом (контурным изображением святого, облачения, архитектуры или целостного сюжета) для будущей иконы. Очень часто прорись служила трафаретом, который значительно облегчал и без того тяжёлый труд иконописца.

Прориси составлялись в сборники (подлинники). Были «лицевые» подлинники, в которых находились только контурные изображения. Второй тип — «толковый». Он включал в себя описание создания композиции, размещения элементов, цвета и прочих деталей — особое руководство по написанию икон.

Существует несколько вариантов перенесения прориси на доску. О них вы узнаете на мастер-классе, и попробуете сами создать, а затем и перенести узор одним из способов на заготовку.

Где: филиал Ветковского музея в Гомеле (г. Гомель, Площадь Ленина, 4, центральный парк, за собором Петра и Павла)
Когда: 22 ноября 2019, 23 ноября
Телефон: 8(0232) 75-88-86
*Все материалы предоставляются музеем

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png 80-гадоу_3-3_1-p_001_Curved-Text _средний_размер.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика