Три года назад мы рассказывали, как попали на древний обряд Русалье в Добрушском районе. А в этом году нам довелось побывать на такой же события в конце Гран недели, только со своими локальными особенностями, в деревне Великий Бор Хойникского района.
Русалка здесь всего одна. Правда, рассказывают, что раньше было две и водили их с разных концов села. Но это не единственная перемена, произошедшая с уменьшением количества сельчан и потерей молодыми великоборцами любопытства к обряду.
Красавицу-Русалку впитывают в цветы, хмель и папоротники и выводят из деревни к ржаного поля. "Проведу, проведу Русалочку к бору … " - эта и другие песни сопровождают шествие. За Русалкой несут сплетенный заранее огромный венок. Около поля водят хоровод с теми же самыми обрядовыми песнями.
После над костром освящают венки, в том числе и большой обрядовый. Венки из голов попадут на грядки для улучшения урожая целыми, большой же предварительно разорвут на куски сразу после освящения. С особым восторгом делят между собой венок маленькие дети.
Русалка вместе с двумя парнями, которые сопровождают ее во время шествия, бежит в поле, где ее "раздевают" дети - снимают с нее ветки и цветы. После этого все скачут через костер, а женщины запевала внеобрядовых песни.
Ведущий методист по народным традициям и обрядам областного центра народного творчества Людмила Мельникова считает хорошей сегодняшнюю сохранность обряда, который внесли в список нематериальных историко-культурных ценностей Республики Беларусь:
- Этот обряд протяжении веков существовал в деревне Великий Бор. Но с течением времени он постепенно стал исчезать. И потом по местным записям от носителей фольклорно-обрядовой традиции местные жители с помощью культработников великоборского сельского дома культуры снова восстановили его. И, что важно, сохранились все обрядовые ритуальные его части, а - главное - сохранилась песня, и не одна.
После того, как провели Русалку, жители деревни могут целый год не беспокоиться, что вредный бес их потревожит. Совершить этот обряд для великоборцев - значит обеспечить здоровье, хорошая погода и хороший урожай.
Усохо-будское Русалье: пятая часть обряда
А вы верите в русалок? Есть в Беларуси села, где старики помнят, как им было страшно в детстве: "Не ходи на рожь, не наступай на нее, там живут русалки!" Возможно, поэтому в таких местах сохранился архаичный обряд под названием «русаль».
На одной из таких церемоний присутствовали сотрудники Ветковского музея. Он прошел в приграничном с Украиной селе Усохска Буда Добрушского района.
С давних времен Русалку брали в конце Страстной недели – на неделе после Троицы. Жители Усохской Буды завернули молодую пару — парня и девушку, которым предстояло вскоре пожениться, — в ветки березы и ольхи. А потом их вели с особыми песнопениями из одного конца деревни в другой. Там их «раздевали» — с них снимали ветки, которые брали с собой, чтобы принести домой и бросить на грядки: по словам местных женщин, именно ольха и береза оберегают урожай от «всякой нечисти».
Кстати, если Русалка не успевала быстро развязать ремень, который был прикреплен к голе, ее валили на землю и били тем же голе.
Существовал также обычай «топить» Русалок — погружать их в воду. А после всех обрядовых действий, как говорят местные жители, "ночь - песни, пляски..."
Местные тоже признаются: сегодня осталось «лишь пятая часть того, что было раньше». Ведь в селе ищут уже не мальчика и девочку, а ищут двух девиц на выданье. Русалок уже не берут на «дроу», а приводят в клуб, где они поют в основном народные стилизации, распространенные на белорусской эстраде. Старым песням и пляскам напролет уже нет места: те, кто ведет «Русалку», уже не ровесники. К тому же было очевидно, что никто даже не наденет наряд, чтобы не приехали гости из Гомеля.
- На данный момент наблюдается тенденция к возрождению подобных праздников, - делится впечатлениями от увиденного сотрудник Ветковского музея Петр Цалка. - Но сейчас мы на распутье: сохранить аутентичный праздник с его сакральным смыслом или сделать что-то зрелищное. Судьба нашей культуры будет зависеть от того, в какую сторону склонятся чаши весов. Пока живы носители традиции, есть надежда на сохранение истинной традиции. Но, к сожалению, ее наследники переходят на сторону зрелищности, чему мы были свидетелями, когда молодые женщины хотели начать петь под гармошку необрядовые песни, не дожидаясь завершения ритуальных действий.
Несмотря на «пятую часть», оставшуюся от церемонии, он до сих пор жив. А если вы вдруг окажетесь в усохо-буддийских местах через неделю после Троицы – посетите Русаллу. Вы не только получите удовольствие от созерцания такой архаичной вещи, но и порадуете местных жителей: им очень приятно видеть, что это нужно не только им.
— Русалок в Буде Усошской можно смело сравнивать с древнейшими белорусскими праздниками («Погребение Стрялы», «Купалле», «Тярешка», «Кольцо весны»), дошедшими до нашего времени, — говорит Петр Цалка. - Собрав воедино всю информацию, которую мы зафиксировали во время обряда, в результате имеем самый типичный языческий праздник, которым была наполнена белорусская земля вплоть до начала 20 века.