Обряд погребения стрел является одним из последних столпов необычайного архаизма, сохранившегося до наших дней в Гомельской области. В селах Ветковского края Стрелка погребена при Вознесении. Сам обряд связан с дождем, отвлечением молнии от деревни, просьбами людей о здоровье и хорошем урожае. 13 июня на Вознесении наши сотрудники посетили село Перелевка Ветковского района.
В Перелевке «Погребение стрелы» началось с переноса Свечи - церемониального комплекса, состоящего из иконы и самодельной специально украшенной свечи, которые в определенный день (в нашем случае - на Вознесение) переносятся из одного деревенского дома в другой. Но недавно Свяч нашел постоянное убежище здесь, в Покуте, в одном из домов, так как население деревни уменьшилось, и некому поддержать традицию.
Нам не удалось попасть на утреннюю службу, которая обязательна для Свечи: мы приехали в Перелевку как раз тогда, когда женщины уже сидели за праздничным столом и собирались пойти похоронить Стрелу. На крыльце дома нас встретила Регина Гамзович, журналист, которая давно интересуется и исследует сохранение древних обрядов и приезжает в Перелевку почти каждый год.
- Они бы забыли эти песни, и все в мире забыли, - говорит г-жа Гамзович о местных женщинах. - Но есть бывшая учительница Лидия Ильинична Малашенко. Она покинула село, но с детства ходила к этим свечам (их в Перелевке несколько), а теперь она служит отцом. Она не певица, но, тем не менее, поет и, как учитель, понимает ценность всего этого.
«Перелевское захоронение стрелы» отличается тем, что в конце церемонии здесь похоронена кукла, которую также называют Весной, а также Абераген (от слова «амулет»). По словам Регины Гамзович, этот архаичный обычай сохранился до наших дней в Беларуси только здесь.
В остальном обряд почти такой же, как и в других деревнях. Изменения, которые произошли в нем сегодня, связаны, скорее, с небольшим числом участников. Да, женщины, которые держатся за руки, поют из дома, где хранится Свеча, а не из разных частей деревни, как раньше. Они не останавливаются и не ездят по домам, не вынимают из домов медовую водку и не угощают участников. Потому что нет никого. Однако к церемонии присоединяются некоторые женщины, чей дом остановлен шествием. В этом году, конечно, караваны ехали, но только на единственном перекрестке пути, а также непосредственно в жизни, где была похоронена кукла.
Маленькая участница Кристина несет парадную куклу перед процессией.
Дети первыми идут в рожь.
За детьми - взрослые …
… И начинают водить хоровод по ржи.
Затем выкапывают ямку, чтобы похоронить куклу.
Ямку покрывают тряпкой, помещают куклу, сверху кладут деньги, и ямку хоронят. Большое горе будет тем, кто потом выкопает деньги и заберёт их.
Над «могилой» делают небольшой «сарай» из початков кукурузы, который растет вокруг нее. Каждое поле берет себе несколько колосков, чтобы положить их на Искупление в доме.
Тогда в жизни дети начинают круглый год быть здоровыми, чтобы спины не болели.
А за ними - и взрослые.
И тогда все покидают поле с песнями, с припевами на губной гармошке.
Танцы на губной гармошке возле местного магазина.
Следует отметить, что Стрелку начали «гонять» по деревне, начиная с Пасхи: они пели выстрелы, гоняли караваны по улицам деревни. Ключевой момент - Похороны Стрелы - в этом году можно было наблюдать на Вознесении в селе Казацкие Балсуны, в котором также участвовал наш исследователь Геннадий Лопатин, и в селах Неглюбка и Столбун.