В этом году сотрудники Ветковского музея задались сверхзадачей поприсутствовать на Вознесение аж в трёх деревнях Ветковщины, где до сих пор празднуют Стрелу. Обряд вызывания дождя и отвода молнии от деревни под названием "Похороны Стрелы" в трёх местах - Перелёвке, Столбуне и Неглюбке - сохранил свою архаику и особенности в разной степени сохранности. Понаблюдать за этим и приехали все, кто присоединился к нам в этой экспедиции.
А это был целый автобус людей, не только из Гомеля, но и из Минска, Санкт-Петербурге, Киева. По дороге заведующий филиалом нашего музея Пётр Цалко, который и собрал всех в поездку, рассказывал о самом обряде, а также о его особенностях в каждой из деревень.
Перелёвка
Тут, как и в прошлом году, всё началось со свечей. Но утренняя служба на этот раз произошла в новой церкви, в которую переделали один из деревенских домов. После застолья в доме, где стоял обрядовый комплекс Свеча, началось движение. Но значительной части обряда с особыми песнями - "лелюшками" - понаблюдать не удалось. Дело в том, что часть комплекса "Свеча" - икону - решили перенести всем шествием в новую церковь. И несмотря на то, что в сегодняшних обрядах с древними корнями очень много от христианства, бабушки жёстко разграничивают два события: перенос иконы и непосредственно «Похороны Стрелы».
- Икону несём, и никто не лелёкает? - возмущается одна из женщин на вопросы, почему никто не поёт "стрельных" песен.
Таким образом, до самого центра деревни впереди шествия под пение псалмов шли священник, женщина с иконой и девочка с куклой-оберегом - уникальным на сегодняшний день местным атрибутом «Похорон стрелы». Хороводы начались только после того, как икона была внесена в церковь. Да и то часть женщин обособилась и дальше не пошла, оставшись в церкви. Шествие направилось в рожь хоронить куклу, но увидеть это у нас не получилось, потому что пришлось ехать в Столбун.
Столбун
В Столбуне всё, как обычно, прошло без неожиданностей. Здесь уже давно перестали оглядываться на церковь и священник, не отступает от тех канонов обряда, которые сохранились до современности. Мы столкнулись с участниками обряда, когда две колонны с разных концов деревни уже сходились в один большой хоровод. По дороге ко ржи с краёв слышались немногие, но звонкие голоса: ещё две женщины неожиданно присоединились к шествию.
Во ржи был заведён последний хоровод, зарыты в землю небольшие предметы - обычно это металлические элементы убранства. Кто хотел, покатался вдоволь во ржи, обеспечив себе крепкое здоровье на целый год. А также нарвал себе девять колосков, которые приносят с поля и ставят в Красный угол в качестве оберега.
Неглюбка
А в Неглюбке никто и не собирался открывать Стрелу. Не было даже гармониста, который ежегодно приходил под магазин веселить народ. Казалось, что "зрителей" на обряд приехало больше, чем было на селе людей, которые хотели и могли в нём участвовать. Несколько человек из нашей экспедиции уединились, чтобы немножко поагитировать местных жителей. В результате через некоторое время появились Старец со Старухой - персонажи обряда, которые должны были паясничать, гонять детвору, и их веселить.
- Бабоньки, запевайте, - подстрекала женщин Старычиха запеть "стрельную" песню, но те отнекивались: "мы не помним", "вон, на той улице живут лучшие певуньи" … Местный люд был пассивным, хотя и одаривал, по традиции, переодетых клоунов деньгами.
Таким образом, настоящего обряда в Неглюбке мы так и не дождались. Да и времени ждать не было: надо было уезжать, чтобы гости из Минска успели в Гомеле на поезд.
Носители традиции здесь вымирают, но достойны громадного уважения такие люди, как та женщина, что вышла к магазину, несмотря на недомогание, в праздничной неглюбской рубахе и пела обрядовые песни. Такие люди - сейчас единицы, которые прекрасно знают, ради чего всё это делается и не могут жить не по традиции, хотя и сил на это уже не хватает.