Выставка, посвящённая памяти выдающегося поэта Дмитрия Ковалёва, была открыта 4 марта в помещении Ветковской районной библиотеки. Над её содержанием и оформлением работали как сотрудники Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций, так и библиотекари.
Тема выставки - творчество поэта-земляка Дмитрия Михайловича Ковалёва, его жизнеописание, автобиографические сведения, дневниковые записи, в которых раскрываются характер, мировоззрение автора. Идея выставки - познакомить присутствующих с прекрасными стихами поэта, убедить посетителей в том, что поэзия Д.М. Ковалёва была актуальной как в прежние времена, такой же остаётся и в сегодняшние дни: «...Многие его строки свежи, будто написаны сегодня», по словам сына поэта, Михаила Дмитриевича Ковалёва (из предисловия к книге Дмитрия Ковалёва «Нет вечных истин ничего новей»).
Искренность и бескомпромиссность высказываний, вера в доброту и благородство людей, непринятие лжи, тонкое ощущение неповторимой красоты родных мест, грусть по Ветке, где похоронена мать поэта, стремление и умение наиболее просто выражать мысли, построение многих стихов в форме диалога - отличительные черты поэзии Дмитрия Ковалёва.
Поэт верил в то, что его слова переживут его самого, будут свидетельствовать о нём в вечности: «и даже потом, когда не будет меня, я не перестану любить – стихи мои будут любить». Действительно, так и есть.
В жизни Дмитрия Ковалёва было слишком много испытаний: трагедии, увиденные в детстве, тяжёлый физический труд в детские и юношеские годы, борьба на войне с фашистами (морской пехотинец, участие в боевых операциях подводного флота), литературный труд в военное и послевоенное время... Неравное дыхание (ритм), усталость, напряжённость присутствуют почти в каждом стихотворении. И, вместе с тем, слова, сказанные поэтом, словно очищающий ливень после грозы, падающий с неба, наполняют душу великой верой в смысл исконных истин, которые всегда даются с муками.
Перед нами - бескозырка поэта, синий шерстяной воротник для формы морского пехотинца - простые вещи, которые, вместе с другими, согревали поэта с 1940 до 1946 года. Несколько авторучек, три из которых пишут чернилами, - свидетели рождения стихов.
Главное же для поэта - книги. Сборники поэзии. Мгновения жизни, выраженные в словах. Один из блокнотов, которыми любил пользоваться поэт... Опять же, очень неровный почерк Дмитрия Ковалёва, - и в этом блокноте тоже.
Простота высказываний даётся непросто.
Поэт прославил город не хитроумными поэтическими выкрутасами, а возвышенными, тихо сказанными словами: «Ветка... Зелёная Ветка!» И дальше, с сожалением: «Выпадало нам видеться редко...» Так мало и, вместе с тем, так много сказано в этих строках! Ветковчанам они хорошо запомнились, как и повторённые, сказанные ещё раз, с уточнением: «Но шумит по-весеннему/вечно/Вечно зелёная Ветка».
Про настоящую любовь обычно не кричат, не напоминают по сто раз в день. Вспомним Уильяма Шекспира: «Я не хочу хвалить любовь мою , - я никому её не продаю!»
Особые чувства у Дмитрия Ковалёва к городу, в котором родился. Он обращается к нему как к живой личности: «Ветка... Зелёная Ветка»... Эти слова - ориентир для потомков в создании уюта, великолепия города, маркер человечности.
Что бы сказал поэт, если бы увидел сегодняшнюю Ветку? В старину не было дикарского обычая уродовать деревья (каштаны, сливы, клёны): подрезать их кроны почти до основания, да ещё весной. Так бывает в последние годы в Ветке по улицам имени Андрея Громыко, Дмитрия Ковалёва, некоторых других. От дерева остаётся всего лишь столб, который всё же собирает в себе всю мощь, всю оставшуюся силу жизни и вырывается из этой беды: выпускает в свет несколько живых листков. А другие деревья, раненые насквозь, не имеют силы для воскресения. Такие вот бывают эксперименты в наши дни. Новые деревья, конечно, высаживаются иногда коммунальным хозяйством района. Речь ведь не об этом. Люди привыкают к варварскому ландшафту, не замечают, что деревьям тоже больно... Видимо, подобные истории случаются с людьми, когда их «причёсывают» так, как якобы это нужно, или делают «инкубаторскими». «Я – не из инкубатора», - говорил как-то Михаил Босяков, талантливый исполнитель народных белорусских песен. Дмитрий Ковалёв сравнил деревья даже с солдатами (стихотворение «Деревья»):
Деревья
И у деревьев
Всё бывает.
Дубы какие полегли!
То, как солдат, поубивает,
То с корнем вырвет из земли.
То руки греют –
И в огонь их.
То ровно стелют для моста.
То в отдалённые места
Везут
В коричневых вагонах…
Но
Не шелохнутся осины,
Все как стояли,
Так стоят
И у невидимой трясины
В румянце свежем
Дрожь таят.
Видны
По виду их незлому.
Розовощёкий цвет
Раздут.
И ни порубу им,
Ни слому,
Нагие,
На глазах растут.
На выставке представлены поэтические зарисовки, воспоминания из дневников Д.М. Ковалёва, фотографии, на которых – его мать и отец, боевые друзья, писатели, жена, дети. Большая признательность - Михаилу Дмитриевичу Ковалёву, сыну поэта, который поделился автографами отдельных стихов, записями отца.
Мы видим на фотографиях ветковские места - свидетели встреч поэта с городом, которые попали в объектив фотоаппарата А.Д. Кузнецова в 1960-е годы. Так, из семейного архива ветковчанки Тамары Ивановны Саприко попала фотография, на которой она вместе с родными, знакомыми во время весеннего разлива Сожа, неподалеку от улицы Набережной, на фоне парохода. Внизу, под фотографией, текст стихотворения «Сож», созданный Д.М. Ковалёвым. Перед нами - фото современной ветковской улицы имени Д.М. Ковалёва, которая с 27 апреля 1979 г. носит имя поэта. К тому времени улица была известна как Крестьянская. Идею переименовать улицу именем поэта высказал Фёдор Григорьевич Шкляров.
Выставка, посвящённая памяти выдающегося ветковского поэта Дмитрия Ковалева, адресуется прежде всего подросткам, учащимся ветковских средних учебных заведений и, конечно, ветковчанам и гостям города. На открытие выставки пришли ученики 9 «А» класса СШ №1 г. Ветки имени А.А. Громыко, учителя школы, библиотекари, сотрудники Ветковского музея. О творческой работе при создании выставки, о поэзии и творчестве Д. Ковалёва рассказывали Лариса Дмитриевна Романова и Пётр Михайлович Цалко.
Ученики 9 «А» класса получили творческое задание: назвать как можно больше растений (цветов), букеты которых размещены на обложках книги Дмитрия Ковалёва «Нет вечных истин ничего новей» (2015 г.). Оказывается, эти рисунки были созданы самим поэтом! Внизу, под рисунком на обложке, есть подпись: «Д.К. 31.07.74 (г.)». Впереди у Д.М. Ковалёва были всего лишь три года земной жизни…
...Ученики и взрослые назвали цветы. Это - васильки, одуванчики, иван-чай (кипрей), цикорий, «деды» (татарник, чертополох), клевер, львиный зев... «По именам здесь знаю все цветы я», - такими строками Д. Ковалёв начинал стихотворение «Цветы», текст которого представлен на выставке. Лучше всех с творческим заданием справился Николай Соколов, ученик 9 «А» класса. Он получил в подарок книгу «Нет вечных истин ничего новей».
Выставка «Ветка... Зелёная Ветка!» - это попытка рассказа о жизни Дмитрия Ковалёва, попытка раздумий о смысле жизни. Настоящая поэзия, любовь к родной земле спасает человека в трудные моменты жизни, учит мудрости. Именно такие мысли появляются, когда читаешь строки моряка-подводника Северного флота Дмитрия Ковалёва: «О Беларусь! Имя твоё нежное в глубинах на торпеде напишу…»
Вот так, вслед за классиком белорусской литературы Янкой Купалой, автором строк, с большой болью рождённых:
«А вот як не любіць гэта поле, і бор,
і зялёны садок, і крыклівую гусь!
А што часам тут страшна заенча віхор,-
Гэта ёнк, гэта крык, што жыве Беларусь!» (1905-1907 гг.), и многими нашими известными поэтами Дмитрий Ковалёв прославлял родную страну.
Текст - Романова Лариса Дмитриевна
Фото - Никитин Александр Сергеевич
;