"Верфь"

Река Сож - древний культурный путь. Река символична и в культурном пространстве Ветки. Здесь нужен был собственный каботажный флот из-за наличия большого количества купцов и предпринимателей. В XIX веке верфь Ветки отмечена как одна из трёх крупнейших, снабжавших судоходство по Сожу и Днепру. Но очевидно, что судостроители пришли гораздо раньше и продолжили давние днепровские традиции. Строили деревянные суда шлюпного типа, "берлины", водоизмещением 300 - 700 тонн. Всегда почётной была профессия "атамана" - капитана дощатого судна, "гончака" или "берлины". Грузились эти суда в том числе и якорями, которые ковали ветковские кузнецы. Сплавляли грузы до Чёрного моря и далее. По дороге продавался и груз, и само судно. По семейным преданиям - эти суда и якоря славились в рыболовецком флоте старого Причерноморья, доходили до Греции, Турции и даже Египта. Старые люди помнят, как по осени строились баржи, грузились яблоками, а баржа вмещала их до трехсот тонн, и яблоки отсюда возили в Болгарию, Румынию, и даже, как вспоминают старожилы, яблоками Ветка кормила всю Украину.

Чёлн из Казацких Болсунов - один из древнейших типов лодок. Он выдолблен теслом из цельной колоды осины. Этот - такой же, как ископаемые челны с возрастом в тысячу лет. Много секретов знали мастера. Поразительно, что живая традиция передаёт эти секреты через тысячи лет, из рук в руки. Делали челны весной. На длинном костре распаривали чёлн, поливая изнутри водой. Вставлялись распорки, и лодка растягивалась в ширину.


"Улица мастеров"

Славянскую культуру называли деревянно-полотняной, исходя из основных материалов, определявших быт наших предков. Вспомним усвоенное ещё с детства: лес кормит человека. И не только кормит. Лес - строевой материал. Корабельный лес. Зная характер каждой породы, человек учился использовать дерево от корней до листьев. Мягкая осина, высохнув, становится крепкой как дуб. А дуб, если его хорошенько распарить, можно завернуть кольцом. Строения и посуда, транспорт и рыболовные снасти, механизмы и игрушки, инструмент и топливо, смазка и украшения, - всё это изготавливалось из древесины.

Суда в том числе и якорями, которые ковали ветковские кузнецы. Сплавляли грузы до Чёрного моря и далее. По дороге продавался и груз, и само судно. По семейным преданиям - эти суда и якоря славились в рыболовецком флоте старого Причерноморья, доходили до Греции, Турции и даже Египта. Старые люди помнят, как по осени строились баржи, грузились яблоками, а баржа вмещала их до трехсот тонн, и яблоки отсюда возили в Болгарию, Румынию, и даже, как вспоминают старожилы, яблоками Ветка кормила всю Украину. Чёлн из Казацких Болсунов - один из древнейших типов лодок. Он выдолблен теслом из цельной колоды осины. Этот - такой же, как ископаемые челны с возрастом в тысячу лет. Много секретов знали мастера. Поразительно, что живая традиция передаёт эти секреты через тысячи лет, из рук в руки. Делали челны весной. На длинном костре распаривали чёлн, поливая изнутри водой. Вставлялись распорки, и лодка растягивалась в ширину.


"Пристань"

Для Ветки эпоха пароходов была одним из последних всплесков речной культуры. "Решительный" - такое название носил один из двух пароходов, принадлежавших хозяину купеческого особняка, в котором теперь размещены экспозиции Ветковского музея. Машину для него и для других пароходов везли из Германии, а корпуса клепали из металла на местной верфи.

Многие ветковчане связали свою жизнь с речным флотом: кто-то был капитаном парохода, кто-то членом команды, кто-то строил речные суда, кто-то сплавлял плоты. Даже женщины ветковчанки крутили из пеньки толстые корабельные канаты. Вообще, было несколько канатных фабрик. Поражает открытость культуры старообрядчества: суда, якоря, канаты, парусина - они не ощущали себя беглецами от мира!

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика