Лопатин Г.И.

В традициях, бытующих на Гомельщине, существует целый свод правил поведения женщины как в период беременности, так и в период ухода за младенцем. Эти правила — мера порядка, от которого зависит будущее ребёнка, его судьба, то место, которое он займёт в коллективе, и даже то, или явится он на свет вообще. Знание этих правил позволяет спрогнозировать, каким образом отзовётся то или иное нарушение.

Для данной публикации автором использованы материалы, зафиксированные сотрудниками Ветковского музея народного творчества в населенных пунктах Ветковского, Чечерского и Добрушского районов. Тексты атрибутируются по фонду хранения Ветковского музея народного творчества.

ЗАПРЕТЫ

Беременой нельзя есть из фартука. Вот, если, например, на работу, эта же - мода, передник наберет и ест. Чтоб беременая баба с фартука не ела, а то идут к папе крестить, а ребенок умажется.

От п-ки из д. Старое Закружье Ветковского р. Ксендовой Софьи Кирилловны, 1914 г.р., Зап. Лопатин Г.И. в 1993 г. в Ветку. Т. 54. Л. 23.

В Рождество одна девушка пришила пуговку в кофточку. Родилась девочка, и на губке пуговичка. Точна пуговичка на верхней губке. Нельзя эта была доля. Кто не знал - частные, и рождались такие.

От Етипнёвой Матрёны Титовны, 1919 г.р., Из д. Бартоломеевка, зап. Лопатин Г.И. в 1990 году Т. 53. Л. 15.

Через порог воды нельзя лить, чтоб дети слюнявыми не были.

Через оглобли нельзя перепрыгивать, потому что когда детки идут: пуповина обматывается вокруг шейки матки.

В Рождество ради нельзя. Говорила одна баба в кувшина: "Села в Рождество шить. Сшила, и родилась девочка - листок на шчочцы. "Я, - говорит, - мне сказали, возьми этот листок - да в печь … А я не пожалела, за весь полотенце к в огонь. И сгорел - и все ушло ".

От ж-ке п. Свобода Неглюбского с / с Карпенок Ульяны Николаевна, 1930 г.р., Зап. Лопатин Г.И. в 1996 г .. Сш. 56. Ар. 57-56.

Нельзя, чтоб по улице ты ходила и чавкала. Семечек нигде нельзя чавкать - чтоб у тебя рот был больше закрытый - чтоб был младенец спокойненький.

Ребёнок когда ражают, чтоб не ворочался, никогда переварачивать ничего, наизнанку нельзя одевать.

От ж-ке п. Свобода Неглюбского с/с Суглоб Ульяна Дмитриевна, 1932 г.р., Зап. Лопатин Г.И. в 1996 г .. Сш. 56. Ар. 56.

Чтоб не ходило не чавкала ртом по улице, чтоб не плевала. А тогда, как старые люди говорили, как плевать будет - будет изо рта венець, будет ребенок особенно какающий.

От ж-цы д. Неглюбка Ветковского р. Савостенок Анны Николаевны, 1919 г.р. зап. Лопатин Г.И., Романова Л. Д. в 2000 г. Т. 85. Л. 51.

Нельзя через порог воду лить, у детёнка будет слюна теч.

Идешь куда-нибудь по дороге, или запах, что ли, или отдалить которая, нельзя плевать - изо рта вонять будет.

От ж-ке д. Федоровка Ветковского р. Шаховская Нины Даниловны, 1939 г.р., Зап. Лопатин Г.И. в 1996 году Т. 69. Л. 15.

Не плюй, чтоб слюнявыми не был.

Не идет через оглоблю, чтоб лечь рожать была.

Через коромысло НЕ Сигала, что воду носили тоже, чтоб лечь рожать.

Как видишь, где мерзкое, чтоб не рыгать, чтоб ребенок особенно был чистенький культурненько, чтоб не сопливые.

От ж-цы п. Свобода Неглюбского с/с Ветковского р. Гриньковой Веры Михайловны, 1932 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 1996 г. Т. 56. Л. 59.

Нельзя дорогу никому переходить.

Через оглобли нельзя переходить.

От ж-цы д. Чистые Лужи Ветковского р., родом из д. Шелуховка Ветковского р., Кулешовой Авдотьи Романовны, 1924 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 1997 г. Т. 52. Л. 44.

Как шьет, клубок, который в пазуху не клади, пучка болотца не вешай на шею, чтоб не закружилась пуповина в детёнка круга глотки.

Нельзя на пороге садиться, чтоб хорошие роды были.

От ж-цы п. Лядо Неглюбского с/с Ветковского р. Чварковой Ефросиньи Павловны, 1916 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 1996 г. Т. 56. Л. 65.

Нельзя через веревку, чтоб не запуталась пуповина.

Просить нельзя у людей, чтоб не был попрошайки ребенок.

От п-ки из д. Воробьевка, Ветковского р. Кирьяновой Марии Пименовны, 1931 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 2005 г. в Ветке. Т. 17. Л. 26

В некрасивых нельзя вглядываться. Некрасивый будет ребенок особенно. Когда-то я работала в Гомеле, у нас две были, одна мастерам работала, вторая - технологам. И такие же большие глаза, я все смотрела - и в моей дочки такие Большие глаза, голубые. А на некрасивых нельзя смотреть - будет некрасивы ребёнок.

От ж-цы д. Запрудовка Добрушского р., Бичуковой Натальи Ивановны, 1926 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 1998 г. Т. 76. Л. 9.

Инвалиды ё, так нельзя вглядываться.

От п-ки из д. Железники Ветковского р. Нарбут Веры Гргорьевны, 1925 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 1997 г. в Ветке. Т. 64. Л. 5.

Нельзя есть семечек, конопли - получаются родинки, черные отметины на лицей, на шее, на руках.

От ж-цы д. Жгунь Добрушского р., Гуцевой Лидзии Яковлевны, 1925 г.р., зап. Лопатин Г.И., Чижова И. Ю. в 1998 г. Т. 76. Л. 20.

Нельзя на пороге стоять - тяжёлые роды.

От ж-цы д. Жгунь Добрушского р., Сидорцовой Анны Харитоновны, 1918 г.р., зап. Лопатин Г.И., Чижова И. Ю. в 1998 г. Т. 76. Л. 20.

Нельзя в воротах стоять. Нельзя в дверях стоят. Откройте и пошла, чтоб не задержался в воротах ребёнок, как рождаются. Это называется ворота тоже.

От ж-цы д. Казацкие Болсуны Ветковского р. Хомяковой Феклы Денисовны, 1906 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 1996 г. Т. 52. л.32.

Жэншчыны, кагда были бирэменыя, скрывались, чтоб их ни видили, ни зглазили.

Если биллё сцираит, моит, дак ни нада сильно закручываць Иво, патаму шта можыт рибёначык закружиться своей пуповиной. Эта такая была примета.

От п-ки из д. Бесядь Ветковского р. Иващонок Лидии Николаевны, 1937 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 2005 г. в Ветке. Т. 12. Л. 12.

Няльзя в рот брать ничего, чтоб в рот брать и резать. Ё таковы, что в рот возьмет что-нибудь, государств же одной рукой не будет, в одной же нож. Так в рот возьмет, государств зубами. Патаму шта рябёнак так будет. Говорили, родился без неба.

От п-ки из д. Покаменье Ветковского р. Клименковой Феклы Ивановны, 1930 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 2003 г. в Ветке. Т. 2. Л. 12.

Кажаць, нельзя было перясигиваць, когда-коромысла были, что воду носить. Баба все когда-то говорила: "Девочка, бярэминая была и Туся, и я, и Маша, глядиця, церяз проник НЕ перясигивайця!" Вот будет пряць платья, кто "Валька" - называет, у нас - "проникать" говорили, дак вот , пряникам пярэш платье, когда-то же залили, пьяниц были, в пьяниц составляли, наверх, скацерку какую-нибудь, что руки обтирают, а тогда залы, и зал проходят тратит, мыльный такая, эта с бярёзавых дров, а тогда адолицца, белая такое павызаливаицца и все на Конан и дом трудах не текущую воду, так она: "Глядиця! НЕ перясигивайця, чтоб проник НЕ кладиця, чтоб между ног не был! Роды будут тяжелыми ". И коромысло, поставке, чтоб стоял, не пересягайця ", - бяременым все говорила. Если перясигниш, роды будут тугие - проход мал. Нильзя будя диценку выциць.

На въюшки нельзя, что перясягали - ребенок особенно будя закручены. И матки мата. Баба говорит: "Нельзя эта доля, НЕ мотай, Машенька, а то пуповина будет в диценка кругом шэи обмотанных". Прясць можно, а на мотовила нельзя и на въюшки мотать нельзя, а то пуповина в диценка ". Снаваць нельзя, чтоб не закручывались ни ручки, ни ножки. А то баба все говорила: "Я матке вашей говорила:« Не снуй основы! Я заснут ". - "Да я скорее!" Так, вот, кругом пуповина была закручена вокруг шэи. И может при родах ребенок особенно задохнуться.

Все говорили, "водки пить нельзя!" - ребенок особенно будя пьяница. Все баба говорила: "полечку, не нада!" И у нас пьяниц не было.

С подала нельзя ест, патаму шта папрасимка ребенок особенно будя. Все матка говорила, мы или картофеля, или пирога в Массовые набярома, Команов не было, так она и говорит, матка: "Нет Берите! А то Козырыха все идёт, в фартук наберет, с фартука берет - вот и дети злодеи такие, все папрасимки ходят. Вот придёт, лишь бы что увидел: "Баба Елена, дай мне! Дай мне! »А наш Егорка никагда не попросит".

Баба наша все говорила ей: "Машенька, а то панисицё диценка крестить, дак умажыцца, хотя омочит пяленки, дак эта ведь не харашо перед батюшкой. Так не надо с подала или с фартук ". Когда-то фартук вси носили.

Все баба говорила на Козыриху, она: "Ой, писяицца мой! .." А она говорит: "Нельзя, ешь, чтоб из рта не предоставила, а то исцё, вплоть из рта падает, дак нельзя, и плевать нельзя на людей, а то будут сцыкливыя дети ".

От п-ки из д. Амельное Ветковского р. Грецкой Варвары Александровны, 1925 г.р., зап.Лопатин Г.И. в 2006 г. в Ветке. Т. 117. Л. 101-103.

ДРУГИЕ ПРЕДПИСАНИЯ

Бярэменая, чтоб давала детям, девочкам, мальчикам тракте. Чтоб он сказал, той ребенок особенно: "Спасиба!» А она давжна сказать о себе: "Дай, Боже, мне легкие роды".

От ж-цы д. Старые Малыновичи Чечерского р., Граманцовай Лидии Михайловны, 1925 г.р., зап. Новикова Л. А., Нечаева Г.Г. в 1999 г. Т. 90. Л. 30.

Как бярэменая, ясиш, на столе все Крошечка- довжна подобрать и в рот, чтоб дети были красиво и здоровы. Няльзя их никуда выкидываць.

От ж-цы д. Федоровка Ветковского р. Шаховской Нины Даниловны, 1939 г.р., зап. Лопатін Г. И. в 1996 г. Т. 69. Л. 15.

ИКОНЫ

“Помощь в родах”

Перед иконой “Помощь в родах”, называемой также “Помогательница жёнам чады родити”, совершают молитвы матери во время родовых мучений, призывающие на помощь Деву Марию, безболезненно родившую Христа. Такая традиция известна и в наших местах. Обычно это текст молитвы назывемый “Сон Богородицы”.

Как спала Пресвятая Богородица,
Видела сон у-зол:
В Храме, во Вефлиеми,
В Иудейском царстве
Иисуса Христа взяли,
На крест распяли,
Терновый венец на голову надели,
Руки и ноги и сере копьем пробили,
В Господень гроб положили,
Большой Пилат камнем навалили.
Господь дал
Иисус Христос в три дня воскресе из мертвых.
У кого во дворе "Богородицы Сон",
Все будет прибыло
И все хорошо.

От Дроновой Нины Степановны, 1932 г.р., зап. Лапатин Г. И. в 2005 гг. Т. 64. Л. 24-25.

"Неутолимая Купина"

"Неутолимая Купина". ("Неопалимая Купина" - Г. Л.) Эта и от родов помогала, и от пожара. Если загорелась, например, деревня, а ветер такой Катя, приходят бабы старые, снимают икону, у кого она есть, и выходят, и помолятся Богу, и кругом это дома происходят, помолятся, и ветер пойдет не на дома, а туда, где домов Нема.

От п-ки из д. Старое Закружье Ветковского р. Ксендзовой Софьи Кирилловны, 1914 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 1993 г., в Ветке. Т. 54. Л. 22.

ЗАГОВОРЫ

Господу Богу помолюсь, Пречистой Матери поклонюсь. Пречистая Матерь, преступись на помощь ко мне.

На поле, на вдвоем, на раскресах стоит домик. В той избушке сидит матка-наниматка. У нее трое дочерей. Старшая унаследуют нясець. Вторая панажы нясець. А третья ребенок вынимающего, на белые руки преподает.

Господень Дух тихий, легкий звуковой.

От ж-цы д. Малые Немки Ветковского р. Игнаценко Ульяны Захаровны, 1882 г.р. зап. Чижова И. Ю. в 1989 г. Т. 57. Л. 14.

Нада "Отчэ Наш" проговорить.

Господу Богу памалюся, Пречистой Мамке поклонюсь, всем святым апостолом. Приступитесь на помощь рабу ах (имя) уговорить, угаманиць всякие уроки, приговоры от ее устранить и легкие рады открыть.

Шелковые замки, разымкницеся, царские врата адчыницеся, кость с костями Разойдитесь, мать с младенца разъединицеся.

По етот раз, по етот время, по ету час пошли, Господи, время хороший, дух легкий звуковой, хорошего здоровьице.

От ж-ки д. Нинель Кровавой Веры Макаровны, 1918 г.р., Зап. Лопатин Г.И. в 1993 г. Сш. 68. Ар. 2.

Господу Богу помолюсь, Пречистой Матери Божией прыкланюся, Пресвятой деньки вторить - вторнику, Святой Марии.

Расширяет мне, родительница, расход и матку. На четыре аршина царские дворы растворились. Кость от кости адхади, сустав от сустава отступил, из меня, родительница, младенца на белый свет пусти. Как Матерь Божия младенца Иисуса Христа пускала и боли не знала, так чтоб я, родительница, (имя) младенца на этат мир пускала и боли не знала.

От ж-цы д. Светиловичи Ветковского р. Каноды Тамары Борисовны, 1936 г.р., зап.Лопатин Г.И. в 2003 г. Т. 70. Л. 33.

… ушел сам Господь с небеси, пустил золотые ключи с пояса. Выкинься с этой жэншчыны младенец золотым перышко, маковым зернышку.

От ж-цы д. Чистые Лужи Ветковского р., родом из д. Шелуховка Ветковского р., Кулешовой Авдотьи Романовны, 1924 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 1997 г. Т. 52. Л. 70.

От грыжи рожаницам

Как придет врэмя рожать, надо скорынька вспець сказать перед родами: "Режьте пупок, атразайце и грыжу". Нада вспець сказать перед родами абизацильна, чтоб все харашо прошло.

От ж-цы д. Селянин Чечерского р. Лукомской Анны Васильевны, 1949 г.р., зап. Романова Л. Д. в 2002 г. Т. 75. Л. 200.

БАБКИ

У нас тогда бабки были. Бабка кругом абойдя, отведать, Матерь Божию просят, что ей легко было, чтоб ей харашо была. тогда же не было больниц. В больницах никто не рожать. Бабка Семяниха у нас была, ие сейчас видят во сне, так в ие руки золотые. И была такая бабка - аборты делала. Вот, одна баба видит в декабре На коне, кажэцца, Прокоп, говорят, лежит целый буртах кровать, а Прокоп везет свеклу. Она говорит: "Куда-то ты, Прокоп?» - «А, вот, везу свеклу. Надо же в ставловаю детям ". Она говорит: "А ты не знаиш, чей эта буртах?» - «А эта Улюшкин буртах". Буртах кровать! Она столько погубило детей, что надо же тем детям живым быть. Кроватки для их же то ё. А она их угробили.

От ж-цы д. Столбун Ветковского р. Морозовой Марии Лаврентьевны, 1925 г.р., Зап. Комлева Е. в 1991 г. Т. 73. Л. 54.

Бабка была, аборты делала. Хоронила детей под порогом своего дома. Внук её слышал голоса. Слышал то, что другие не слышали. После его смерти начались болезни в семье. Пришлось переехать.

От ж-цы Гомеля Новацкой Ольги Владимировны, 1981 г.р., по рассказам услышанным ей в. д. Буда Жгунская Добрушского р. зап. Лопатин Г.И. в 2004 г. Т. 31. Л. 32.

РОДЫ

Как придешь врэмя рожать, надо скорынька сказать перед родами, три раза: "Режьте пупок, атразайця и грыжу!" Нада вспець сказать абизацильна перед родами, чтоб все харашо прошло. Эта моя мама рассказала ему (Евстраценко Лукерья Ивановна, 1909 - 1987)

От ж-цы д. Селянин Лукомской Анны Васильевны, 1949 г.р., зап. Романова Л. Д. в 2002 г. Т. 75. Л. 200.

Когда-то ребенка вверчывали, бобы собирали свои старые Рубашко, составляли навараждённаму, что у нее вверниш, именно, в Восьмое, чтоб плод продолжался, матка была.

От п-ки из д. Старое Закружье Ветковского р. Кужельной Прасковьи Сергеевны, 1933 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 2006 г. в Ветке. Т. 121. Л. 13.

КОРМЛЕНИЕ

Если ты ребенка атабрала от груди, там, сколько падкармливае и отбирает, другая же, еще мленьки Эты ребенок, да, вот, если ты атабрала от груди, вот, сегодня я атабрала, он кричит, кричит, ты не жалей ребенка, атабрала и - все, а то твой ребенок пропащий человек. Атабрала ребенка, день не дала, два не дала, а тогда пажалела, что он мучается, плачет ребенок, ничего не берет. Тогда же смачникав не было, а возьмут хлеба с сахаром, нажмуць в куклу, ему в рот, а он же мелкий, не сабражае. Так вот, ты атабрала и пажалела: "Как же я ребенка, такого малого?" День не дала, два не дала, а назавтра начала кормить. Тогда тому ребенку, как вырастет, от него будут все калитку запирать, ему, если отелится корова, он посмотрел, то издохне цялёнак, или свинья паросицца. Ему няльзя ни на лошади, ни на молодняк смотреть, как девушка роде - ни на что. Так, одна пажалела, так он сказал: "Чтоб ей кругом земля". Как он идёт, так: "Иди, вон, скорее, Иван идёт, запирай скорее ворота".

От п-ки из д. Старое Закружье Ветковского р. Ксендзовой Софьи Кирилловны, 1914 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 1993 г., в Ветке. Т. 54. Л. 21.

Накормит, заберет, снова грудь дает. Если взял утарычна, то от этага рыбёнка надо скрываться, он - урочливы. Посмотрит на кого либо, оно не пройдет. Кто на него посмотрит, и ему будет плоха. Нада, уже, лечить от урока, от испугу.

От п-ки из д. Бартоломеевка Ветковского р. Гапеевой Ирины Аверъянавны, 1934 г.р., Зап. Лопатин Г.И. 2 марта 2005 г. в Ветке. Сш. 119. Ар. 7.

КУПАНИЕ

Как купают дицёначка, Купалинку крысциш и говоришь: "Водичка-царица, всему миру памашница, помоги Господи, раба ах (Или рабу ах), помыть-покупать спацечки положил. Чтоб ана крепко спала, никакая боли ни знала ".

От п-ки из д. Старое Закружье Романовской Марии Алексеевны, 1937 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 2005 г. в . д. Хальч Ветковского р. Т. 117. Л. 3.

Говорят, у тебя много женихов - в любисцику матка выкупала.

От ж-цы д. Жгунь Добрушского р., Бруенкова Анна Даниловна, 1937 г.р. г.р., зап. Лопатин Г.И., Чижова И. Ю. в 1998 г. Т. 76. Л. 20.

Когда-то наша баба клала в воду тыква, сухого, из тыквы веточкой; шпокалки клала и собачки. В ие спакованы уже тыква, собачки, шпокалки и чобар. Чабрэц клала, чтоб крэпеньки был - в чебреца же ствалки крэпенькия. Чабрэц, говорят: "Чтоб ты крэпеньки, как чабарочык был". Тыква - ета во, тыквы растущие, веточкой та, она чтоб сухая была, дак баба клала, что будет ли оживить, будет умирать: "Как на живительно - так живи, а на вмирушчая, чтоб малыш умер, чтоб в Большой слезы НЕ ввел ". Собачки, что берется, пройдете, они панабираяцца, они от вогнику, вогник - шепчет, чтоб не были накаждого балезнь. Собачек клали, чтоб чистое тело было. Шпокалки, они такие растут, я не знаю, как их называют, навярху такие, и когда-то нарвома: "Девки, хадиця в шпокалки!" Пойдима нарвома по горсти, будима сидеть - и о лысину, берем за верьх атарвем и оно тресь! тресь! И вси бабы: "Ой-е-ей! Во игру нашли! "Дак етыя шпокалки, чтоб чистое тело было. Все баба говорила: "Как етыя шпокалки чистые-румянистыя … "

От п-ки из д. Амельное Ветковского р. Грецкой Варвары Александровны, 1925 г.р., зап.Лопатин Г.И. в 2006 г. в Ветке. Т. 117. Л. 103.

Любисцик - любя.
Пройдет маминька приносящее
В зеленом фартусе,
В любисцику купола,
Чтоб любили ребята все!

От ж-цы д. Красная Буда, Добрушского р., Цмык Нына Давыдовны, 1933 г.р., зап. Лопатин Г.И., Романова Л. Д. в 2002 г. Т. 76. Л. 77.

Любисцик только девочкам клали.

От ж-ки д. Чистые Лужи, Ветковского р., Кулешова Матроны Романовны, 1924 г.р., Родом из д. Шалуховка Ветковского р., Зап. Лопатин Г.И., Мазейко Л. М. В 1998 г. Сш. 8. Ар. 6.

"ПРЫСПАНЫЯ ДЕТИ"

Как мать ребенка усыпить, то ребенок с русалками ходит. На грани нидели ест такой день, как на Родственники, блины пекут и етых детей поминают.

От п-ки из п. Лядо Ветковского р. Грыньковой Анастасии Ивановны, 1930 г.р. зап. Раманава Л. Д. у 2000 в Ветке. Т. 62. Л. 113

ПРОТИВ БОЛЕЗНЕЙ

Как родится неживое ребенок, так кадку бери открывай - и в бочку его. Оно тога духа хопу и атойде.

От ж-цы п. Лядо Неглюбского с/с Ветковского р. Чварковой Ефросиньи Павловны, 1916 г.р., зап. Чижова И. Ю. в 1997 г. Т. 14. Л. 30.

Говорят, что диценку одевают наизнанку. От урока. Чтоб уроке не боялся. Второй ребенок особенно боится, урочливыя раждаюцца. Вот, придут, там, в дом посмотреть на этага диценка, и ему станет плоха, кричит, плачет, цимпература. Говорят, эта от урока.

От Порхомцевой Ксении Ермолаевны, 1913 г.р., из д. Габровка, зап. Лопатин Г.И. в 2004 г. Т. 70. Л. 64.

Только родится, бабка прасажывала, только не знаю, есть ли она с вората, или с подала в ворат прасажывала, чтоб уроке не боялся.

От ж-цы д. Федоровка Ветковского р. Брейковой Матрены Матвеевны, 1928 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 1998 г. Т. 69. Л. 8.

Писяицца ребенок, кагда лошадь приедем, надо через хомут три пралязаць, здевшы с лошади уж. Тогда ставишь и он три раза пролезает. Три дня ради надо, по три раза. Через пьяниц тоже пропускали ребенка, которое писается.

От ж-цы д. Нинель Ветковского р. Прохоровой Веры Радионовны, 1938 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 1993 г. Т. 68. Л. 4.

Если животик болит, по животику так гладишь и шепчет:

Юрий-Ягорый на Коника сидел, золотой кнут погонял, в раба ах (имя назавёш) с животика боль угонял.

От п-ки из д. Старое Закружье Романовской Марии Алексеевны, 1937 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 2005 г. в . д. Хальч Ветковского р. Т. 117. Л. 3.

Как не спит

Курки-Матрунки, петушки-Мацвейки, нате вам хлеб-соль, дайте Колю сон ночной, полуночны, действиях, полудянны.

"Здравствуйте, лесной, ты хозяин частное. У тебя дочка Екатерина, у меня сын Колька. Давай с тобой посватаемся, побратаемся. Бери его крыксы, плаксы Кришны, урошныя, ударные, уляканыя, деда, бобины, цеткины, паперти, отца, Маткина ".

От ж-цы д. Глыбовка Ветковского р. Точилкиной Нины Никифоровны, 1937 г.р., зап. Лопатин Г.И., Романова Л. Д. в 2000 г. Т. 96. Л. 25.

от ночницы

Выйду утром пораньше. Гляну в чисто поле. Там стоит яблоня. Под той яблоней стоит кровей. На тот кровати лежит ребенка (имя) некрещеных, немаленае. Етама ребенка надо не кричала, а лежал, спокойно спать, с золотым яблочкам

От п-ки из д. Железники Ветковского р. Нарбут Веры Григорьевны, 1925 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 1997 г. в Ветке. Т. 64. Л. 1.

от Уврачую

Первым вместе, ах иногда Господу Богу помолюсь, Матери Пречистой, Христову апостолу парыкланюся. Стань, Господи, на помашч, Иисус Христос на спасение.

И вы, зори-заряницы, родных три сестрицы, всему миру памашницы, помогали вы всему миру, помогите раба ах младенца (имя) выгаварываць Уврачую падумныя, примирить, забавные, пасмешныя, мужские, женские, девичьи, другасысныя.

Вы же, уроки, вы же, Уврачую, вы же, испуги, где стали - перестали, где случылись - разлучились. Спереди не встречайте, из сторон не заглядывали, ах младенца Пома давайте.

Не мой Дух, Господень. Хука, плюю, Етама младенца Пома даю.

От ж-цы д. Казацкие Болсуны Ветковского р. Суднеко Анны Евсеевны, 1937 г.р., зап. Лопатин Г.И. в 1997 г. Т. 52. Л. 29. Комментарий информанта: "Сваха мая когда-то шептала маленьких детишек от цемянику. Я сколько научилась. Эта и от урока, и от Уврачую, и от цемянику. Это один стих. Уврачую, может, кто испугался, а уроки - из глаз становится. Цемяник - как урок удавницца, как испугается маленький ребенок, здесь, во, ямочка, и цемцам бьется. Говорили так старуха) ".

Геннадий Исаакович Лопатин,
ведущий научный сотрудник Ветковского музея
старообрядчества и белорусских традиций

Опубликовано: Живая старина, Москва. — 2007, № 2. С. 38-40.

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика