Внимание. Компьютерный перевод с белорусского.

Выборочное знакомство с ткаными полотенцами в фондах Черниговского исторического музея им. В.В. Тарновского состоялась с любезного разрешения его сотрудников и при помощи, в первую очередь, заведующей отделом декоративно-прикладного искусства Штанькиной Ирины Валерьевны и хранителя исторической группы вещей Гончаренко Виктории Семеновны.

Предварительные результаты такого ознакомления весьма относительны и могут измениться по мере проведения дальнейших совместных экспериментов. Однако уже сегодня мы можем отметить то, что определенно есть в черниговских полотенцах, не утверждая при этом закономерности прослеживаемых нами вместе тенденций.

Черниговская область Украины, собирающая воды рек Десны, лежит южнее района исследований и граничит на Днепре на северо-западе с Брагинским районом (междуречье Припяти и Днепра, восточная Палеозона Рушнико); далее по северной границе – с Лоевским, Добрушским районами Гомельской области. (устье Сожи в Днепре, низовья Сожи и Ипути, подднепровская зона шников); далее на восток – с Новозыбским и Старадубским районами Брянской области. (между Ипути и Десны).

Прежде всего, отметим преобладание краснополосых полотенец, близких к общеполесскому типу. Привезённые из разных областей, эти ткани до сих пор наиболее распространены в определенных областях. Они охватывают черниговские земли подковообразно: на юго-западе (по границе с Киевской областью), на западе (граница с белорусским Восточным Полесьем), по северной границе.

Почти все эти ткани перешли на двухутоковую многокаркасную технику исполнения. Мне попалось единственное полотенце с однослойной саржевой серединой, к сожалению, без точного места происхождения, оно же единственное с полосатой серединой.

Все остальные исследованные ткани имеют белый центр, который, по-видимому, является четким общим признаком. Однако правильнее сказать, что середина не белая, а «твердая», потому что она соткана в узорчатом многонитевом переплетении, а тенденция использовать коноплю в качестве основы и переплетать лен или сочетать лен и хлопок дает отчетливая текстура и серо-белые узоры, которые увеличиваются в направлении на юг.

Вторая общая черта, по-видимому, заключается в том, что в красных полосах черниговские полотенца не меняют своей техники, продолжая плетение того же узора, теперь уже с красным утком (см. аналогичный пинский полотенце (Лобачевская, 2002. Рис. 15). .Это обстоятельство противопоставляет их белорусским полотенцам из Полесья. Последние чаще всего меняют многониточную технику на рваные в красную полоску ,в общем подчёркивается разница в способе плетения фона и полос.Красные полосы как бы сдерживают «новый» кустарный акцент, дающий «элементы» узорчатого фона.Так может проявляться старое противопоставление: одинарное переплетение саржи белого – красного рапса.

Возможно, именно наличие узорных блоков в параллельно существовавших орнаментированных полотенцах и склонило черниговских мастеров к тому, чтобы сделать одинаково образцовыми как «новый» многоклепочный белый фон, так и полосатые блоки. Орнаментированные ткани имеют здесь белый холст в центре и фон, поэтому, возможно, новый рисунок легко следовал «холстовым» традициям и нивелировал прежнее противопоставление: белый холст — узорчатые полосы.

Те же белорусские традиции, что ткали белила многониточным одинарным плетением, перешли на двухниточное плетение не как отмену, а как усовершенствование своих, сохранив оппозицию: «косой» — «прямой» между фоном и полосы.

Количество, расположение и группировка красных полосок сохраняют ритмический рисунок их примерных вариантов, так как поэтическая схема под названием «рыбалка» задает тон будущему стихотворению. Сегодня мы до сих пор не знаем точного соответствия между красными полосатыми и узорчатыми полотенцами. Однако территориально краснополосые черниговцы имеют следующие отличия.

Юго-запад (Ичня – Козялец (далее – названия райцентров). По границе Киева): самый скромный финиш с 1 – 2 узкими и 1 широкой полосой в самом конце.

Скорее всего, с запада (близ Брагина) единственное одноуточное полотенце с шестиполосным составом и покраснением к низу.

Северо-запад (Городня, близ Добрушского района Белоруссии): зеркально-симметричная композиция типа а-б-а, где б - более широкая полоса. Кроме того, «края» ткани, по которым в основу вставлены нити красного цвета, также четко различимы, а полотенце имеет сквозные продольные полосы, которые «сверкают» многониточным узором. Есть и другой способ подчеркнуть продольную ось: бело-серые узоры фона сгущаются к «берегам», от средних «кругов» идет волна, которая дает непрерывную продольную «кривую» — зигзаг, у обоих края. Возможно, это некая «память» о встрече вертикального и поперечно-полосатого типов полотенец (в более старшем слое дубровской традиции — панцирные ткани поглощают одинаковые — зеркально-симметричные и вертикальные — импульсы).

Далее на восток (Мена, ближе к Десне, севернее ее, в районе Новозыбского района Бранщины) это ощущение продольного «вертикального» импульса сохраняется, но центральный (зеркально-симметричный) импульс композиции красного поперечные полосы ослабевают: а-б-б- и куда шире.

На северо-востоке (Семёнавка, между реками Ипути и Десны) центральный импульс исчезает: а-а-а-а...

Таким образом, можно высказать самые осторожные замечания о возможности существования двух «асимметричных» импульсов с запада и с востока, между которыми живет зеркально-симметричный тип композиции, а также допустить действие «вертикального» импульса в север территории. Думается, «малочисленность» южных краснополосых трясогузок должна привлечь к себе внимание.

Что касается образцов тканей, то прежде всего следует отметить, что наиболее развитый и живой процесс наблюдается в вышитых полотенцах, которые также имеют больший временной «регистр» по сравнению с известными нам белорусскими материалами. Ввиду краткости нашего знакомства и ограниченности нашей темы, мы не можем сказать ничего, кроме того, что при нынешнем почти нарушенном состоянии сохранности традиций узорного плетения неизбежен будет для исследователей черниговского тканого полотенца обращение к вышитому. полотенца. Воспроизведение почти утерянных видов тканых композиций представляется возможным как при сопоставлении с композициями вышитых орнаментов, так и очевидным – с учетом взаимодействия ткачества и вышивки.

Тканые образцы полотенец (большинство из рассмотренных — XIX — начала XX вв.) на первый взгляд кажутся бесконечным тиражированием царских полотенец и деревенскими повторениями их мотивов, тождественными стороннему наблюдателю. Сама царская традиция богаче и требует отдельного и длительного изучения. Нас интересовали продолжения отдельных традиций, которые могли прийти к нам с севера (или подняться к нам с юга). При этом на первый взгляд они полностью нивелировались царскими узорами – как по композиционному строю, так и по собственно орнаментальным мотивам. Все полотенца белого цвета, абсолютное большинство соткано в королевскую клетку (слоистая, с чередованием нитей основы 1-3, с толстым накидом на лицевой стороне). Лишь постепенно стали определяться различия, в которых проявлялись глубокие, не затронутые королем локальные черты. Теперь они рассматривались как следы давних формальных и смысловых оппозиций.

Таким образом, при этом первом знакомстве с несколькими десятками тканей выделилось около двадцати полотенец «с особенностями», которые можно сгруппировать территориально. Это вещи из длинной северной границы и из «средних» районов Черниговщины.

С северо-запада (Репки, между Днепром и Десной вблизи его устья; через Днепр, ниже устья Сожи, – Брагин, с востока – Замглайские болота, разделяющие эти места. Дорога сюда проложена в р. 18-ый век). Полосатый, по полю – узкие полосы, несколько, например, красно-сине-красно-сине-красное. Образцовый конец: чувствуется граница симметричных и асимметричных композиций (д. Вырбовка, д. Звеничов). Композиции: а-б-а в «чистом виде» или с дополнительным с сверху (например, а - «шпилек» растительного типа, б - середина типа «осьминог в погонах», сверху с - вверху композиции - проросшие стрелы (названия условные, по нашим аналогам). Были построены и полотенца пятиполосные. Или асимметричные: пять полос, где "бьются" царские и собственные мотивы (дополнительная полоса поверх подкладки - 4 мужские фигуры: 3 "святых", 2 орла, пара крестов в ромбах, "ушки" Подушечки между узорами двух видов: полосатые и узорчатые ("кирпичики" типа "шерсть").

Север (Городня, граничит с нашим Добрушским районом). Преобладает зеркально-симметричная композиция. Они похожи на дубру, но более архаичны по способу плетения (полотно на пеньке, полотно на полотне). Грубое и простое – и образцы. Сочетаются геометрические, растительно-геометрические, «царские» мотивы. В деревне Макишин (его еще называют Макошин) на Снове, на карте ниже нашего Усох Буда, пятиполосные или семиполосные зеркально-симметричные полотенца. Середина белая или с узкими красно-сине-красными полосками, такими же, как и подушечки. Поражение Кралевича 3:1. Здесь же было приобретено единственное семиполосное полотенце с узорчатыми подушечками ("кривулька"), где симметричные полосы в центре выполнены в выборочной технике, а центр и остальные - в панцире (которые есть и у тканей "Дубрав"). Узоры – «лапки» – «решетки», «осьминог», «ушки». Центральная полоса значительно шире. Все это позволяет видеть в гораднянских полотенцах продолжение той же традиции, что и в Дубравке и других селах по левым притокам Ипути и ниже ее устья (в Соже). Теперь можно расширить территорию этого импульса на юго-восток до Снова, правого притока Десны. Напоминаем, что красно-полосатые полотенца Гораднянского района имеют зеркально-симметричную композицию полос и белую середину.

Черниговская область - южнее, вокруг Десны (между Днепром и Десной, ниже устья Сожи, с востока - Снова до Десны). В Новом Беловусе (на правом притоке Беловуса) есть полотенца того же порыва: белого цвета с полосами посередине белого цвета, которые сгруппированы по три-пять и имеют «синюю» метку, подушечки густо полосатые . Там такая же зеркальная симметрия пяти полос (а-б-в-б-а). Например: а - развитая растительная «кривая», б - «лапы» - «медведи», в - центральная широкая полоса с парой розеточных крестов, развитых по диагональным осям. В Каличевой, на левом берегу Десны, мы видим ту же пятиполосную композицию, но геометрические симметричные мотивы сменяются царскими «бобами»-«святыми», симметрия преодолевается живописными мотивами.

Однако в Новом Бяловусе и Махнатине (они на правом притоке Дясны - Бяловусе, к западу от р. Замглай, вытекающей из Замглайских болот) одинаковая восточно-западная граница симметричных и асимметричных пульсаций. Ткани «западного стиля» имеют уникальные мотивы в семи полосах и две отличительные композиции. Они либо увеличивают размер образцов к центру (эффект зеркального импульса), либо равномерно тяготеют ко дну (дозамглайский западный асимметричный импульс). Из изобразительных мотивов (птиц, людей, геральдических орлов, подсвечников), из растительных волнообразных «изгибов», из геометрических крестов, «шпилек»-«лепестков», розеток и т. п. — составляют композиции, которые своими чувствами чувствуют места орнаментальных элементов. «вес» и размер, а также ярусные представления о местах птиц, людей... Все это колеблется, тем более что подушечки бывают двух видов: полосатые и узорчатые. На тех полотенцах, где подушечки узорчатые - все почти сливается в непрерывную пульсацию орнамента - "картинки". Стремление к красочности преображает сами узоры подушечек. На одном полотенце они состоят из отдельных «витков», на другом представляют собой ряды почти натуральных стримеров.

Рядом, но на левом берегу Десны, южнее – Куликовка. Северо-южная ось симметричных композиций (Дубравка – Городня) здесь прерывается или заканчивается (ст. Выбли, Гробыка, Дроздовка). Полотенца белые и с белой серединой, имеют пять полос, как и северные, но несимметричные. Порядок чередования мотивов: а-б-в-г-в. Это единственное место, где у рипсов появляются красные подушечки (одинарные и двойные) и следы разного ритма в такте: 2-2. «Хор» мотива (с) напоминает отростки на северном крае «симметричного импульса» — у Штаубуна и других полотенец, ощущающих влияние симметрии на собственную асимметрию.

В Мене (той, где краснополосые полотенца имели ритм а-б-б-а и дополнительные красные вытянутые полосы «береговых» пауз) на селекционном полотенце из Стольного - обычная здесь царская техника и орнаменты (по Десне - всего семьдесят километров до Кралявец, что – в четырех верстах от современной границы Чернигова). Два красных зигзага вдоль всего полотна, фигуры идут сверху композиции одна за другой (3 «освящения», орел, «дерево») и олицетворяют «модель мироздания», а внизу — разделены рудиментарные блоки шаблона представляют собой две полосы: переработанную «кривую» и измененные «тупики». Как будто старая полосатая композиция прижата к низу. При этом образы вершины, не разделенные блоками, являются наследием «вертикального импульса», как и продольные зигзаги-«кривые».

Если «идти» дальше на юго-восток в Полтавскую область, то попадем в Барзнянский район (река Борзна — в Доче — в Дзясне, слева, ниже впадения Сейма). Здесь, на традиционном полотенце с геометрическими мотивами (типа «шашки» — «цыплята»), не чувствуется ни «вертикального импульса», ни «симметричности». Подушечки трехполосные, широкие, парусиновые, середина белая, ритм чередования узора 3(а-б), т. е. пара узорчатых полос, разделенных подушечками, повторяется трижды.

На крайнем юго-востоке, у границы Сумской и Полтавской областей, есть длинное полотняное белое полотенце с узкими полосами посередине, оно имеет ритм узорчатых полос на концах 5(а-б), других нет. подушечки, узор а также можно считать узорной подушечкой - отдельные элементы между красными полосами, которые не соприкасаются (Джагтари Сребнянского района).

Обобщение наблюдений.

Учет «черниговских» композиций в идее архаичных порывов образцового плетения.

Среди полотенец нашего региона исследований наиболее близкими к черниговским материалам являются полотенца белого цвета с полосатыми или узорчатыми подушечками. Но и в черниговской, и в белорусской, и в русской пограничной традициях существует два вида крестообразных полотенец - с симметричной и асимметричной композициями узорчатого конца. Итак, как мы отмечали выше, симметричный тип – в гомельских дубровских, в черниговских гораднях и отчасти в собственно черниговских ручниках. Ассиметричные – белые полотенца медведской традиции Красногорского района и навазыбские ткани Бранского района. Ближе всего они к тем тканям, которые закупались восточнее Чернигова, в Куликовском районе. Понятно, что нынешние и бывшие земли Черниговской губернии больше всего ощутили на себе влияние царского ткачества.

Однако вопрос о симметрии - асимметрии - шире, чем процессы на границе между Черниговской и Гомельской областями. Здесь у него участники диалога – носители полосатых и узорчатых блоков. Также можно видеть, что асимметричные импульсы сходятся навстречу друг другу с запада и с востока. Западный тип представляет композиции «с вытягиванием» полос орнамента к низу и более привычен нам как по тканям Полесья, так и по полотенцам Средней Беларуси. Он все более убедительно связывается современными исследователями с «дригавацким» импульсом (или, может быть, с еще более архаичным наследием юго-западной группы восточных славян). Восточный тип, если первые наблюдения окажутся не случайными, в черниговских полотенцах дает равномерное чередование двух мотивов: узких и широких полос - с повторением их несколько раз: 3(а-б), 5(а-б) и т. д. Более узкая полоса похожа на выкройку. С этой точки зрения представляют интерес аналогичные чередования полотенец по Бесяди – с направлением на северо-восток – и некоторые отраслевые материалы. С дополнительными участниками процесса, а именно носителями красных подушечек, аналогичный процесс можно наблюдать в междуречье Сожа-Бесяди (традиции с повторением одних и тех же полос и таким же чередованием).

Однако, удастся ли выделить «восточный» асимметричный импульс (он может оказаться «подковой» единого происхождения) – ясно, что между западным и восточным существует эластичный симметричный импульс. асимметрии. По сегодняшним наблюдениям, она «заканчивается» под Черниговом, а последняя четкая симметричная традиция на юге обнаруживается в Гораднянском районе.

Выше к северу симметричный очаг расширяется. Традиция дубра в Добрушском районе Гомельской области имеет основной зеркально-симметричный тип, но двух разновидностей: n-1-n и удлиненно-симметричное полотенце. Удлиненно-симметричные ткани выпускаются также в Гомельском районе, а здесь в Романовичах производят симметричную композицию 2а-3а-2а. Это свидетельствует о том, что в симметризации участвует вертикальный неблочный тип полотенец, спускающийся с севера и существующий между западными полосатыми асимметричными тканями и собственно зеркально-симметричным n-1-n типом. Однако "второй" асимметричный импульс (с повторением а-б или а-а-а...) все еще активен с юго-востока. Это часть полотенец той же дубровской традиции.

Двигаясь дальше на север, мы получим очередной «горизонтальный разрез» симметричных явлений. Между Днепром и Сожей вертикальный тип имеет тенденцию к переходу в вытянуто-симметричный (Буда-Кашалевский район). Вертикальная Приснянская традиция спускается по реке Сожа и захватывает устье Бесяди. Между Бесядью и Ипутей симметрия работает с тремя типами старых композиций, как в Дубравке, так и в Закружных полотенцах, хотя они относятся к более древнему панцирному типу. В Ипути существует старая бабовитская традиция n-1-n.

Вверху симметричный процесс захватывает доспехи и пешечные полотенца типа Рогачева (стремление к симметрии, выделение центра). От Днепра до Сожи такие полотенца идут по проливам и в чечорской традиции залога и в бабийских доспехах - опять же встречаются с "восточным" типом асимметрии: многократным повторением а-б, или а-а-а... В кармянском р-н, выше Сожа, традиция «женского» типа и активное «перекладывание» панцирных полос с побочными мотивами, такие же эластичные красные «свободные полосы». Процесс симметризации характерен и победоносен.

С другой стороны Бесьяди в Штаубуне – такая же ситуация дает красный результат и асимметрию-колебание симметрии. Бассейн реки Бесяди-Ипути четко симметричен. Здесь - неглюбские, верещатские ткани типа н-1-н в десятках населенных пунктов. Тот факт, что одни из них изначально красноблоковые, другие - шаблонно-блочные, позволяет сделать вывод о том, что симметричный импульс воздействует на разных участников старого диалога. Симметричные – казачьи балсуны, хотя имеют память об асимметрии в дополнительных полосах узора сверху или снизу. От Красной Гары на Бесяды в направлении на север до Краснополя, что ближе к Сожу, — тот же процесс взаимодействия асимметрии — симметрии, но более выраженный. Красногорские и краснопольские ткани однотипны. В них выигрывает симметрия, и то это аналоги казаков-балсунов. Асимметрия «не сдает позиций» — и мы видим на полотенцах симметричные группы, вытягивающие орнамент к центру и — «дополнительные» своеобразные полосы, чаще всего в верхней части композиции. Краснопольские ткани «многословны», они как бы пытаются выразить важное для каждого из тайных наследий, оставленных в подсознании ткачихи предыдущими участниками многолетнего диалога (Лобачевская. 2002. илл. 126). -133). После знакомства с черниговской коллекцией просвечивает что-то важное в понимании узорчатой ​​полоски белого цвета, которая так же полюбилась краснопольским тканям. Объемная репродукция между красными полосами того же мотива беллафона (Лобачевская, 2002. Рис. 127) напоминает характерные для некоторых черниговских и дубровских полотенец образцовые начертанные подушечки беллафона, а в общем контексте – и те более старые образцовые бронированные подушечки. сохранившиеся в Бабовице и ряд других традиций на восточной границе красноблочных традиций. Такие панцирные накладки в качестве рудиментов встречаются и в черниговских тканях. Они регистрируют взаимодействие восточного асимметричного импульса с симметричным импульсом, восходящим к северу между западной и восточной исчерченными тканями.

Однако, чем выше вы идете на север, тем больше видно, что западные полосатые полотенца с тенденцией к вытягиванию орнамента к низу оттесняются все дальше на запад большим «языком» вертикальных композиций, протекающим вдоль Сажа до устья Бесяды. В видоизмененном виде она еще пульсирует в продольно-симметричных тканях панцирного гомельца и ткани Добруса (Дубра).

Еще выше, с западной стороны Березины, есть уже «чистый» западный полосатый тип (осиповские ткани). К востоку - между Ольской (левая Березина) и Друцией (правый Днепр) - кировские вертикальные полотенца. По Днепру, к востоку, «западный» тип взаимодействует с вертикальным и дает славгородско-быхавские полосатые полотенца с вертикальными мотивами на протяженных полосах. Другие из Славгорода вертикальны и имеют ощущение зеркальной симметрии. В Быхинском районе мотивы «лапа-крючок» сливаются в вертикальную композицию, которая внизу разделена красными блоками в Бабиче на левом берегу р. Сож. Дальше на восток – в Кричавском районе на Сажах – краснопольского типа с участием красной и белой полос в одном составе, доходит сюда из Славгорода, но материалы нам почти неизвестны. Левее Сожи, это на юго-восток, в Климавицком, Костюковицком, Хотымском районах Могилевской области, в месте слияния рек Сожи и Ипути - знакомая ситуация с участием "равнополосых" полотенец «восточный» тип. Однако если в черниговских тканях следы «ровно-полосатого» состава сохранились только в красно-полосатых и клетчатых образцах полотенец типа 3-5(а-б) и только на востоке (весьма относительные и отрывочные данные первые наблюдения), затем в Могилевской области — архаичный равнополосный доспех. Сначала нас удивила волосавитская традиция в Чачерском районе, а там - в красноквартерной среде. Именно здесь, на Дальнем Востоке Могилевской области, есть все варианты взаимодействия равного ранга с различными участниками. Это и «продвижение» броневых полос (и даже превращение их в узорчатые блоки) вышивкой, побочным плетением. Это тот же процесс, но с участием красных подушечек, это дублирование функций подушечек - с красными полосками и узкими узорчатыми полосками между ними. Этим полотенцам свойственна асимметрия. И нам кажется, что это ее «восточный» тип.

Чтобы быть последовательным в соблюдении видов полотенец, давайте пройдем еще выше по Днепру. Могилевские, Шкловские, Горатские ткани (по названиям районов) - работа с вертикальным типом композиции. Симметричный импульс здесь больше не действует. Рядом находится Смоленская область, а сами эти территории археологически кривицкие.

В результате нашего утомительного путешествия нам удалось, кажется, обнаружить для себя какие-то неразрывные «изоглоссы» в бесконечной изменчивости традиций плетения полотенец.

Ответ на вопрос о территориальном распространении зеркально-симметричного импульса ставит его в виде «лодочки», ориентированной с юга на север. Его размеры от севера Чернигова до середины Могилева. Подобно энергетическому полю, этот импульс поглощает самые разнообразные явления, взаимодействует на краях с другими импульсами, а в зоне своего действия трансформирует как полосатые (западные и восточные) традиции, так и северные вертикальные. Возможно, сохранение наиболее архаичных чинов на его территории свидетельствует об архаичности самого себя. Это срединные земли родины.

Только дальнейшее территориальное расширение исследований ткацкой традиции даст новые ответы и новые вопросы о невероятно увлекательном явлении - о бытии и вечно воспроизводимом тексте - о рушнике и его орнаментах, которые кажутся формулами и константами нашей духовной культуры.

Г.Г. Нечаева (Гомель), И.В. Штанкина (Чарнигов)

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png 80-гадоу_3-3_1-p_001_Curved-Text _средний_размер.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика