История возникновения и распространения иконы под наименованием «БОГОМАТЕРЬ «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ» до настоящего времени до конца не исследована и не имеет точных доказательств своего происхождения. При этом в академической среде существуют несколько гипотез, подтвержденных источниками и документами, о происхождении и прославлении этого образа. Интерес представляют исследования научного сотрудника отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Н.В. Зараменской «О ранних списках иконы Богоматери «Утоли моя печали» из московских храмов»1, к. и. н. А. В. Захаровой, старшего преподавателя Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова «Икона Богородицы Павсолипи с острова Халки и византийская живопись позднепалеологовского периода»2. «Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова» более сорока лет занимается собиранием, изучением и популяризацией Ветковской школы иконописи и обладает богатым собранием таких икон. Этнографические экспедиции в ветковские слободы, известные с XVII в., существенно обогатили материал наблюдений в живой среде бытования иконы. После 1986 г. их жители были отселены, а слободы как целостное явление перестали существовать, но там собранный материал стал уникальным фондом нематериальной культуры. Народная культура почитания икон, продолжившая традицию целебных функций, представляется достаточно богатой. Одна из глав книги Г.Г. Нечаевой (заместителя директора музея по научной работе, заслуженного деятеля культуры Республики Беларусь) «Ветковская икона» называется «Утоли болезни как исцеление мира». «На одной из икон оба извода (о них речь пойдет позже - ОА) помещены рядом, уточнены разные наименования: «Утоли болезни» и «От наведения печали»3. И разное назначение этих сюжетов: «Утоли болезни» - от болезни… «От наведения печали» - когда у тебя тоска и печаль, ей только и молятся (ею же можно и навести печаль)», утверждает опрашиваемый4. Некоторые из икон, хранящихся сейчас в Ветковском музее, могут быть отнесены к интересующей нас иконографии, являются ее вариантами. Икона, безусловно, отражает мировоззрение старообрядцев-беглопоповцев на Ветке, территориально находившейся в Речи Посполитой во время своего основания в 1680-х гг. и до 1772 г., позже входившей в состав Российской империи, сейчас это районный город Гомельской области Республики Беларусь. Ветка в XVIII-XIX вв. представляла собой «большое поселение городского типа со своим внутренним самоуправлением, хозяйством и широкой торговлей, находящееся вне России»5. Из экспедиционных материалов узнаем, что из сл. Тарасовки в 1970-е гг. был вывезен экземпляр «Статута ВКЛ» - текста свода законов Великого княжества Литовского, изданный частями в 1529-1588 гг. и действовавший на территории ВКЛ до 1840 г.Благодаря многолетнему изучению иконографий, популярных в среде беглопоповцев-ветковцев, но связанных в своих истоках с западной традицией этому, сегодня удается более полно представить вашему вниманию некоторые новые гипотезы о происхождении названной иконографии в Ветковской иконописной школе. Спектр наименований икон, нами отнесенных к изводам «Богоматерь «Утоли моя печали» в ветковских памятниках, достаточно широк, от самого древнего из зафиксированных «УТОЛИМЫЯ» до различных вариантов: «УТОЛИ ПЕЧАЛИ», «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ», «ОТ НАВЕДЕНИЯ ПЕЧАЛИ», «УТОЛИ БОЛЕЗНИ», «УТОЛИ БОЛИ» и т.д.

В кратком изложении воспомним историю прославления образа и места его явления. Исследователи утверждают, что икона под именем «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ» прославилась в Москве, в трех разных возможных храмах: Успения в Казачьей слободе, Николы «на Пупышах» (обе версии принадлежат И.Ф. Токмакову6) и в храме свт. Тихона Амафунтского, примерно в 1650-е гг. В Москве во второй половине XVIII в. этот образ особо почитался, особенно в связи с чумой 1771 г.

Сохранилась запись в Метрике храма во имя свт. Тихона Амафунтского за 1887 г.: «Храмовая, особенно чтимая икона Богоматери, именуемая “Утоли моя печали”, мерою в длину 1 аршин 6 вершков, ширина — 1 аршин 2 вершка (97,4 × 79,8). Древний, точный список, сделанный на месте, вскоре по явлении подлинной чудотворной иконы в Воскресенском монастыре г. Шклова Могилевской губ. (о сем сделана на иконе надпись славянскими буквами средневековаго шрифта). Пошиб письма... XVI в.»7. Из чего следует, что первоначально икона уже была прославлена и почитаема в г. Шклове Могилевской губ. Могилевского уезда в мужском монастыре, но там данные о ней не сохранились. Сам монастырь перестраивался уже в 1846 г., утратив свое значение. Но и еще ранее Шклов был несколько раз сожжен, поскольку являлся местом сражения во время многих русско-польско-литовских войн. Из той же надписи следует, что список с иконы был сделан на месте, в г. Шклове, еще в XVI в., вскоре после ее прославления там. А значит, привезен был в Москву в XVII в. уже список. Богоматерь изображена склоненной влево, правой рукой поддерживает полулежащего Христа, левую прикладывает к голове. Сейчас считается, что единственной древнейшей из дошедших до нас икон «Утоли моя печали» является образ из Никольского храма «на Пупышах» (105 × 81 cм). При этом современные исследователи датируют его по-разному: И.Л. Бусева-Давыдова, предположительно, второй половиной XVII—началом XVIII века, Н.И. Комашко — концом XVII столетия. Н.В. Зараменская упоминает о том, что «по всей видимости, о нем писал Д.А. Ровинский как о списке со шкловской святыни»8. А также, сравнивая сохранившиеся и дошедшие до нас списки с иконы «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ», Н.В. Зараменская замечает, что «некоторые общие иконографические черты, в частности, отсутствие у Девы Марии чепца, поднятая к лику рука, жест которой схож с благословляющим, свидетельствуют о явном западном влиянии»9.

Следует сразу указать на то, что данному описанному иконографическому типу соответствует большинство старообрядческих образов Богоматери «УТОЛИ МОЯ БОЛЕЗНИ» (илл. 1, 2). Ветковской иконописной традиции, как и тех, что распространены далеко «от Сибири до Дуная» по тем местам, где существовали крепкие связи с Веткой. Т.е. изображали Богородицу с поднятой правой рукой у виска с характерно сложенными пальцами, а младенца Христа возлежащим на левой Ее руке, держащим Его, с развернутым свитком. Иногда в ветковских иконах можно видеть выбившийся отдельный локон волос из-под вишневого мафория Богоматери. Трепетная деталь, которая вновь напоминает о приближенности иконы ко всему укладу жизни человека, ее домашности, о каждодневной ее востребованности каждым членом общины. Эта деталь может свидетельствовать о связи данной иконографии с образцами западноевропейской живописи, гравюры.

Различия в наименовании икон очевидны, однако многие исследователи именно к Богородичной стихире на стиховне из книги «Октай» гласа 5 вечера понедельника возводят ее название: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая слезы от лица земли. Ты бо чело­веком болезни отгоняеши, грешником скорби разоряеши. Тебе вси стяжахом надежду и утвержение, Пресвятая Мати Дево»10. Именно со слов «Утоли болезни» начинается эта стихира. Такую версию подтверждали и сами носители традиции. Когда в 1862 г. была составлена служба с акафистом Богородице «Уто­ли моя печали», эта стихира вошла в нее в качестве тропаря. И многие иконы на Ветке с описанными подробностями имеют на себе под­пись «ОБРАЗ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ УТОЛИ БОЛЕЗНИ» или «УТОЛИ БОЛЕЗНИ И ПЕЧАЛИ». На самых старых списках сохранилась надпись «УТОЛИМЫЯ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ» с теми же иконографическими подробностями.

Вернемся к общеизвестному образу. Иконография списка иконы «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ» из Никольского храма «на Пупышах» общераспространенная: Богоматерь с приложенной левой рукой к виску головы и с возлежащим младенцем на пеленах, с развернутым свитком, частично вмещающим текст из книги пророка Захарии 7:9-10: «Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кождо (каждый) ко искреннему своему, и вдовицы и сира и пришельца и убога не насильствуйте, и злобы брата своего не вспоминайте». Тот же текст находится на свитках в руках Христа на ветковских иконах и в популярной среди старообрядцев книге «Пролог» на 5 сентября под названием «Слово Захарии пророка к немилостивым правителям». Текст на свитке приводится по Острожской Библии 1581 г., которая практически без изменений была перепечатана в Москве в 1663 г. и являлась официальной редакцией славянской Библии до 1740-х годов.  В Елизаветинской Библии это место приводится с некоторыми отличиями. Это может быть косвенном доказательством того, что икона из церкви св. Николы «на Пупышах» была списана с древнего образа.

Предание говорит о том, что прославилась икона после исцеления парализованной знатной женщины, которая издалека приехала в Никольский храм в поисках именно этого образа, явившегося ей во сне. Икону в храме нашли не сразу, сняли с колокольни, где она хранилась по ветхости. Узнав приснивщийся ей образ Богоматери, женщина перекрестилась, а после молебна и вовсе получила полное исцеление. Об этом упоминается в некоторых документальных источниках второй пол. XIX - начала XX вв.11. Но список с этой иконы уже первой половины XVIII в. из храма-музея свт. Николая в Толмачах в Москве12 имеет свои особенности: текст тропаря и кондака помещен под изображением Богоматери, а дополнением к образу является рама с изображением Богородичных праздников и явленных чудотворных икон, особо почитаемых ветковцами: на левом поле - Иверская, Печерская, Донская, Ахтырская; на правом - Владимирская, Троеручица, Феодоровская, Взыскание погибших; на нижнем поле - Рождество Богоматери и Успение, верхнее поле украшает западная композиция Коронования Богоматери. Сохранилось описание иконы, составленное диаконом храма Федором Соловьевым: «Икона Богоматери «Утоли моя печали» (по левую сторону царских врат в Покровском приделе), на кипарисной составной доске, мерою в вышину 1 аршин 6 вершков, в ширину 8 ½ вершков. Письма древняго иконнаго… Икона сия вделана в другую простую доску с изображениями некоторых из праздников Богородицы и Ея явленных икон»13. Н.В. Зараменская указывает, что «при сравнении икон очевидно сходство композиции, цветовой гаммы одежд, мотивов орнамента. Отдельные детали являются «цитатами» реликвии Никольского храма «на Пупышах»: наклон головы Богоматери, положение рук, ног, изображение волос Марии, прядью спускающихся на левое плечо, рисунок складок на внешней стороне мафория, декоративная кайма на нем и др.»14. Напомним, что именно в ветковских иконах часто встречаем такой спускающийся локон волос Богоматери (ил. 3), также ветковские мастера большое внимание уделяли не только внешней стороне мафория, но и украшению внутренней подбивки многообразными кругляшами, цветочным орнаментом, часто довольно изысканным и выполненным твореным золотом, чеканкой по сусальному.

Иконы Ветковской школы, названные «УТОЛИ ПЕЧАЛИ», с вариативностью предлагают сюжет, где Богоматерь обеими руками поддерживает возлежащего на ее руках младенца Христа, облаченного в канонические одежды (в синем хитоне, в красном или вишневом гиматии, иногда с золотым или красным клавом). Руки Богоматери покрыты белым платом, часто украшенном мелкими цветочными букетами, отдельными цветами, красками или твореным золотом, упрощенным стилизованным узором или достаточно профессионально выполненным, изысканным. Голова Богородицы поверх чепца всегда покрыта красным платом, также украшенном изысканным, как правило, золотым узором, чеканкой или росписью. Христос благословляет либо обеими руками, либо в одной руке держит свиток – свернутый или развернутый с текстом пророка Захарии (илл. 4, 5, 6).

Оба варианта образа Богоматери «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ» относятся к иконографическому типу Одигитрии. Существуют гипотезы, что икона «Утоли моя печали» была скопирована с неизвестной западной гравюры, которую привезли вместе с другими копиями богородичных икон на рубеже XVII–XVIII столетий. В XVIII - начале XIX в. уже издавались печатные листы с изображением «УТОЛИ ПЕЧАЛИ», где соблюдена широко известная иконография или ветковская «УТОЛИ БОЛЕЗНИ». Многие сюжеты «западного происхождения» входят в православную иконографию через белорусско-украинские земли. И здесь нельзя отрицать активную роль Ветки в разработке данных иконографий, что делает ее важным средоточием процесса новаторского взаимодействия традиционной иконописи и тенденций Нового времени. Эти размышления вписываются в известное обоснование о соединении традиционного и нового в старообрядчестве, что проявилось и в культуре, и в многочисленных технических открытиях, в прогрессивности мышления и т.д. Об этом же писала И.В. Поздеева в своем докладе «Личность и община в истории русского старообрядчества»: «Динамика принципиального традиционализма и постоянная необходимость прибегать именно для его осуществления к разнообразным новациям породила в противовес расхожим мнениям особую подвижность личности и особое чутье русского старообрядчества на характер и значение новшевств»15. Это свойство не могло не коснуться и поисков в иконописи.

Несмотря на то, что в рукописном клинцовском сборнике «Солнце пресветлое» 1715-1716 гг., среди нескольких десятков кратко описанных богородичных чудотворных икон есть и «Образ Пресвятыя Богородицы Амартинския, чюдотворныи, глаголемыи Утолимыя». Явися в лето 6263 (755 г.) июля в 21 день, в Палестиньской стране просия чюдесы, во время…»16, однако, ее иконография доподлинно нам неизвестна, поскольку само же изображение в сборнике отсутствует. Судя же по описанию, она представляет из себя некий иной вариант. Икона Арматийской (или Амартийской) Богоматери находилась в Константинополе. 21 июля праздник совершался в храме городской местности Арматия, установлено было почитание в знак избавления от иконоборческой ереси. До конца XIV в., пока в Русской Церкви сохранялся Студийский устав, этот праздник входил в русские месяцесловы, хотя и не имел своей особой службы. Так, наименование «УТОЛИМЫЯ» могло быть в обиходе православных уже в XIV в. на Руси, и могло быть позже присвоено полюбившемуся изводу (ил. 7).

Существует мнение, связывающее истоки образа с богородичной иконой из константинопольского монастыря «Павсолипи» (по-гречески прекращение печали), основанного в середине XIV в. Двусторонняя икона с Распятием на обороте и изображением Богоматери с Младенцем в окружении праздников в клеймах на лицевой стороне была изготовлена для монастыря в третьей четверти XIV в. Образ Богоматери в среднике сопровождает надпись с редким именованием «ΜΗ(ΤΗ)Ρ Θ(ΕΟ)Υ ἡ παύσον λύπυ» (дословно: «МАТЕРЬ БОЖИЯ ПРЕКРАТИ ПЕЧАЛЬ»). Она хранится в церкви Богословской школы на о. Халки (Хейбели-ада), в 2004 г. была представлена на выставке «Byzantium. Faith and Power (1261–1557)» в музее Метрополитен в Нью-Йорке17. Однако и эта иконография отлична от известных нам ветковских вариантов того же наименования, и не может быть протографом местных, как и русских, образцов. Как пишет в своей статье Н.В. Зараменская, «их протограф ни в византийском, ни в западноевропейском искусстве пока не найден»18.

Мы попытались соотнести ветковскую иконографию «УТОЛИМЫЯ» с помощью гравюрных листов19 и обнаружили схожие черты с богородичными иконами Антиохийской, Муромской, Дамасскинской (не Троеручица). На Антиохийской иконе (ил. 8) Богородица поддерживает младенца Христа двумя руками, Христос правой рукой благословляет, другая Его рука без свитка, типа Одигитрия, с пометой «Антиохийская лета 580», эта дата встречается на некоторых гравюрах. Н.П. Кондаков считает списками с древней Антиохийской иконы несколько иконографий Богоматери с полулежащим младенцем византийского времени: мозаику кафоликона Осиос Лукас в Фокиде 1030 годов; рельеф артосной панагии из Афонского Пантелеимоновского монастыря XIV в.; два рельефа в соборе Сан-Марко в Венеции XIII и XIV в.; мозаику конца XIII в. в церкви Санта-Мария ин Арачели в Риме. А также в своих трудах он связывает появление образа «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ» с иконами, на которых Богородица изображена с полулежащим Младенцем на руках: «Через посредство итало-критской иконописи выработались чудотворные иконы Муромская, Утоли моя печали и др.; в той же греко-итальянской иконописи сложилась затем особая редакция настоящего перевода, в которой Божия Матерь держит уже полулежащего Младенца обеими руками».  Кондаков с.259, т.2., а происхождение, возможно, от мозаики конца XIII в. церкви святой Марии Арачели в Риме20. Сохранилась византийская икона первой трети XIV века в. Богоматерь Брефократуса (Держащая младенца, ил. 9), которая хранится в музее Фессалоник, где Христос изображен возлежащим на коленях Матери в красном гиматии и почти воздушно-прозрачном белом хитоне с красным клавом с опущенным вниз красным свернутым свитком в левой руке, правая рука сложена в жесте благословения или благовестия. И другой известный образ древности – Богоматерь Психосострия (Душеспасительница, ил.10) XIV в. из Сербии, хранится в Охриде в Галерее икон. В честь Богоматери Психосотрии был назван древнейший византийский монастырь около Константинополя рядом со Студийским монастырем. Личное этих двух икон подобно, младенец Христос здесь также поддерживается Матерью двумя руками, но при этом более динамичен, округл, одет в белый прозрачный хитон и подвязан красным поясом, в левой Его руке также свернутый красный свиток, пальцы правой руки сложены в схожем жесте.

Еще одним прототипом ветковской иконы «УТОЛИ ПЕЧАЛИ» могла быть Муромская икона Богоматери (ил.11): Христос возлежит, правой рукой благословляет, в левой свернутый свиток, типа Елеуса. На Русь пришла из Византии в начале XII в., после перенесения ее Муромским князем Константином – просветителем этого края - из Киева в Муром, находилась в храме при княжеской резиденции, позднее в городском соборе. Встречается в гравюрах и богородичная икона Дамасская (ил. 12), явившаяся 9 февраля 732 г. в г. Дамаске, типа Одигитрия. Ее местонахождение неизвестно. Здесь у младенца Христа также сложенные пальцы правой руки в характерном жесте, и свиток в левой руке.

И наконец, обратим внимание на еще некоторые примеры Ветковской школы обозначенной иконографии, отражающие разнообразие изводов и их наименований. Ветка выступает своеобразной богословской площадкой, осуществляющей информационное притяжение смыслов и образцов, осмысление нового и введение в свой обиход, догматическое обоснование. Ветковские мастера-иконописцы, будучи людьми образованными и стремящимися к дальнейшему просвещению, к узнаванию новых образцов в иконописи и книжных текстах, основывались на известных подлинниках, гравюрных рисунках, текстах, при этом развивали известные сюжеты и вводили их в свою социально-религиозную и культурологическую среду. Мы находим совершенно разные примеры этого, некоторые из них: 

  1. «ОТ НАВЕДЕНИЯ ПЕЧАЛИ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ»: украшение одежд Богоматери, две руки младенца в благословляющем жесте;
  2. «УТОЛИ БОЛЕЗНИ»: сюжет как «УТОЛИ ПЕЧАЛИ» ветковской традиции;
  3. «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ» Ветковской школы – как общеизвестный русский иконографический сюжет;
  4. На одной Четырехчастной иконе сразу две части: «УТОЛИМЫЯ», по ветковской традиции «УТОЛИ ПЕЧАЛИ» сверху, снизу «УТОЛИ БОЛИ», в общеупотребимой иконографии;
  5. Как вариант еще одного названия «В НАВИДЕНИЕ ПЕЧАЛИ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ» на Четырехчастной иконе Ветковской школы, датированной 1851 г., с чудесным барочным чеканным узором по сусальному золоту в нимбах и в картушах с именем. Иконописец Александр Чулимов, сын известного иконописца Григория Чулимова, из станицы Старочеркасской.

Таким образом, познакомившись только с небольшим числом икон Ветковской школы одной иконографии и обнаружив в этих границах столь богатое разнообразие вариантов, изводов, наименований, а также устойчивое их различение, мы можем утверждать, что  Ветковская икона, кроме ее искусствоведческих особенностей, стала явлением нескончаемых творческих поисков, выкристаллизовывавших собственное мировоззрение, основанное на догматическом фундаменте, но свободно открытое всему новому и прогрессивному, что подчеркивало и утверждало основную ее идею: «На Ветке жить мирно, добро и вольно». Ветка стала иконописным центром, заложившим свои традиции и давшим импульс развитию многих других иконописных школ, связанных с ней исторически и богословски.

 

Источники:

1 Зараменская Н.В. О ранних списках иконы Богоматери «Утоли моя печали» из московских храмов //Третьяковские чтения. Москва. 02-04 апреля 2014 г. Материалы отчетной научной конференции. Ред. Кол. Л.И. Иовлева, Т.В. Юденкова. Издательство «Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея». М., 2015. С. 49-57// Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24874670_14108559.pdf

2 Захарова А. В. «Икона Богородицы Павсолипи с острова Халки и византийская живопись позднепалеологовского периода».

3 Нечаева Г.Г. Ветковская икона. Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2002. 269 с. С.200.

4 ЭМ ВМСиБТ. Шеломы, т.37. л.8. Запись сделана Нечаевой Г.Г. 27.07.1983.

5 Поздеева И.В. Археографические работы Московского университета в районе древней Ветки и Стародуба// Памятники культуры. Новые открытия. 1975. М. 1976. С. 52.

6 Токмаков И. Историко-археологическое и статистическое описание церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в Казачей, на Полянке, в Москве. М., 1890. С. 19–22; Историко-археологическое описание церкви св. Николая Чудотворца, что на Пупышах, близ Краснохолмскаго моста, в Москве. М., 1893. С.6- 8.

7 ЦИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 62. Л. 204 об.

8 Ровинский Д.А. Русские народные картинки. Книга IV. СПб, 1881.С. 702.23 108 × 82. ГИМ. Инв. 82847 И XVIII/3607.24 129,5 × 78. Музей-заповедник «Коломенское». Инв. Ж-1964.

9 Н.В. Зараменская. О ранних списках иконы Богоматери «Утоли моя печали» из московских храмов //Третьяковские чтения. Москва. 02-04 апреля 2014 г. Материалы отчетной научной конференции. Ред. Кол. Л.И. Иовлева, Т.В. Юденкова. Издательство «Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея». М., 2015. С. 49-57// Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24874670_14108559.pdf

10 Служба с акафистом Пресвятой Богородице, совершаемая в день празднества святей чудотворней Ея иконе, именуемой: Утоли моя печали. М., 1909. С.8.

11 Иосиф, архим. Путеводитель к святыне и священным достопамятностям Москвы и ея окрестностей. М., 1882. С. 153; Московские епархиальные ведомости, 1869 г. № 11. с. 3.

12 Сидоренко Г.В. Третьяковская галерея: Путеводитель. Русское искусство XI – начала XX в. М., 2013. С.249.

13 Соловьев Ф. Московская, Николаевская, в Толмачах, церковь. М., 1870. Репринт. Изд.: СПб, 1994. С. 30.

14Н.В. Зараменская. О ранних списках иконы Богоматери «Утоли моя печали» из московских храмов //Третьяковские чтения. Москва. 02-04 апреля 2014 г. Материалы отчетной научной конференции. Ред. Кол. Л.И. Иовлева, Т.В. Юденкова. Издательство «Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея». М., 2015. С. 49-57// Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24874670_14108559.pdf

15 Поздеева И.В. Личность и община в истории русского старообрядчества. // Мир старообрядчества. История и современность. Вып. 5 / Отв. ред. И.В. Поздеева. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 416 с. С.6

16 НБ МГУ. No 293. Л. 30-а.

17 А. В. Захарова. «Икона Богородицы Павсолипи с острова Халки и византийская живопись позднепалеологовского периода».

18 Н.В. Зараменская. О ранних списках иконы Богоматери «Утоли моя печали» из московских храмов //Третьяковские чтения. Москва. 02-04 апреля 2014 г. Материалы отчетной научной конференции. Ред. Кол. Л.И. Иовлева, Т.В. Юденкова. Издательство «Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея». М., 2015. С. 49-57// Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24874670_14108559.pdf

19 Изображение явленных и чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Гравюрный лист. Конец XIX в. Принадлежал Юрченко Ирине Радионовне, 1912 г.р., внучке потомственных чеканщиков Священниковых из г.Климово. Центр – Неопалимая Купина с предстоящими евангелистами по углам и ангелами с двух сторон. Нвф 4334. Фонд Ветковского музея.

20 Кондаков Н.П. Иконография Богоматери: в 2 т. Т. 2. СПб, 1915. С. 250–259.

 

Список иллюстраций:

1. Богоматерь «Утоли болезни». Икона. Вторая половина XIX в. Ветковская школа иконописи. Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. КП 249/7

 

 

2. Богоматерь «Утоли печали». Икона. XVIII в. Ветковская школа иконописи. Частная коллекция.

 

 

3. Икона четырехчастная: Богоматерь «Умягчение злых сердец», «Утоли болезни», Казанская, Усекновение главы Иоанна Предтечи, в центре – Крест-распятие. XIX в. Ветковская школа иконописи. Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. КП 563/2

 

4. Икона четырехчастная: Богоматерь «От бед страждущих», «От наведения печали», «Нерушимыя стены», «Господь исцели разлабленаго». XIX в. Ветковская школа иконописи. Ветковская школа иконописи. Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. КП 1638/130

 

5. Икона многочастная: «О всепетая Мати», «Нерукотворенный образ Господень», «Богоматерь Умиление», «Умягчение злых сердец», «Исус Благое молчание», «Утоли болезни», «Нечаянная радость», «Николае Чудотворец», Избранные святые: прп. Мартинан, ап. Наум, прп. Моисей, мч. Иоанн. XIX в. Ветковская школа иконописи. Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. КП 1638/158

 

6. Богоматерь «Утоли моя печали». Икона. XIX в. Ветковская школа иконописи. Частная коллекция.

 

7. Икона четырехчастная: «Не рыдай Мене, Мати», Богоматерь «Утолимыя», Богоматерь Огневидная, Богоматерь «Утоли боли». XIX в. Ветковская школа иконописи. Государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль». КП 15845/2

 

 

8. Икона четырехчастная: Богоматерь «От бед страждующих», «Взыскание погибших», «В навидение печали», «Нечаянная радость», в центре – Св. Троица, Глава св. пр. Иоанна Предтечи, Крест-распятие. 1851 г. Александр Чулимов. Ветковская школа иконописи. Частная коллекция.

 Афанасьева Ольга Васильевна, 

Ведущий научный сотрудник Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова

Опубликовано в сборнике статей XXVI Научных чтений памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995). ООО "Цифровая типография", 2022 г., с. 332-344.

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика