В Национальном художественном музее Республики Беларусь, с 20 января по 27 февраля 2014г.

Выставка «Бог крестьянский, христианский. Бабичская икона» представляет собой итог совместного проекта двух музеев Гомельщины – Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций и Чечерского историко-этнографического музея.

Целью сотрудничества стали изучение и демонстрация для широкого круга любителей искусств уникального явления национальной культуры – бабичской народной иконописи. Именно в деревне Бабичи Чечерского района Гомельской области жили и творили ещё в конце ХIХ – начале XX веков последние мастера известной крестьянской династии иконописцев – Владимир и Гавриил Гераковы. Они писали образа для местных храмов и сельских жителей, которые верили в заступничество святых покровителей. Сохранились иконы, которыми благословляли новобрачных, есть «целебные» святые и покровители домашних животных, пчел. Упоминание о трех крестьянах-иконописцах «в деревне Бабичи Покотской волости Рогачевского повета» встречается в «Описании Могилевской губернии» в 1884 г. Искусство иконописи передавалось ученикам, о чем свидетельствует подпись на иконе «Троица Новозаветная» 1894 г., а наличие учеников – признак существования художественной школы. Однако среди памятников этой школы – ныне открытые и отреставрированные в Ветковском музее произведения XVIII века. Самая ранняя датированная икона Архангела Михаила (1779) происходит из д. Рудня Нисимковичская (ныне Чечерский район). На выставке представлено 38 произведений на самые разнообразные сюжеты. «Коронование Богоматери» – образ, восходящий к «Песни песней», «Псалтыри» и «Апокалипсису». В сакральной живописи сюжет известен с XII века, он достигает своего расцвета в культуре итальянского ренессанса с его стремлением к самоопределению личности. Многие западноевропейские мастера – от Джотто до Веласкеса – обращались к этой теме. Творчество их оказало большое влияние на католическую и униатскую живопись Речи Посполитой, в составе которой находилось и Чечерское староство. Органично это наследие вошло и в православную традицию. Ренессансное дыхание сохранили «Преображение» из Ухова, «Покров» из Бартоломеевки, «Спас» из Сябрович. В «Чуде Георгия о змие», в образах Архангела Михаила, Варвары прослеживаются черты другого крупного стиля – барокко. Считают, что образцами для местных художников служили гравюры с европейских шедевров, а также произведения итальянских мастеров, приглашенных графом З.Г. Чернышевым, владельцем Чечерска в XVIIIв., для украшения основанных им храмов. Однако и здесь источники вдохновения далеко не однозначны и обнаруживают непрерывность предшествующей традиции.

В бабичской иконе органично сочетаются западные влияния и глубинная архаика земледельческого образа. Важную роль исполнили в этом взаимном обогащении культур народные мастера – иконописцы Гомельщины. Уникальное региональное явление Гомельщины ХIХ–ХХ веков – «бабичская народная икона» – стало уже достоянием белорусской истории искусств, своеобразным художественным «брендом» Гомельщины.

Выставка продлится: 20.01.2014 - 27.02.2014

Адрес: г. Минск, ул. Ленина, 20 (Национальный художественный музей Республики Беларусь), тел.: +375 17 327-45-62).

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png 80-гадоу_3-3_1-p_001_Curved-Text _средний_размер.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика