Выставка «Душа моя - птах» 2012
Икона, тканый и вышитый рушник, народный костюм, оконные наличники
и многое другое в толковании главного образа выставки – птицы
Выставка, открытая на филиале ВМНТ в г.Гомеле в сентябре 2009, одна из семантических. Название её образное, но глубоко укорененное и насыщенное смыслом в народной культуре: “Душа мая птах”. Предметы разного времени, такие как икона, тканый и вышитый рушник, народный костюм, оконные наличники… собраны здесь для того, чтобы задать один и тот же вопрос, но разным текстом культуры. Однако, чтобы услышать и понять ответы вещей-текстов, нужно уметь понимать их символические языки. Этой работе сотрудники музея отдают не одно десятилетие. А выставка – наша попытка поделиться своим захватывающим чувством нового открытия. Главный образ выставки – птица, а “птичий язык” – один из основных символических языков всего человечества. Тема эта широкая, просторная.
Первые археологические находки изображений птиц на территории Беларуси обозначают для нас интерес к ней как символу ещё в III тысячелетии до н.э. А последнюю птичку вышьют, вырежут или нарисуют, видимо, только когда прервется человеческий род. Крылатый образ – воплощение всего духовного в культуре, и в то же время, непрерываемая связь с землей, с материальным миром.
Описание мироздания с помощью “птичьего языка” может открыть современному человеку, его сердцу и глазу, сокровенное о нас самих, ибо много чего культура сохраняет в подсознании, а архетипы– наши помощники, с определенной точки зрения, - забытые культурные тексты.
1. “Душа моя – птах” (образ птицы в традиционной культуре. Археология, обряд, фольклор, ткани, костюм, домовая резьба, утварь, книжное искусство, живопись, детские работы). г.Гомель. Филиал ВМНТ. 2004 г.
2. “Душа моя - птах» (образ птицы в традиционной народной культуре). Могилев, областной краеведческий музей им. Е.Р.Романова. 15.01.-2.03.2009; Гомель, филиал ВМНТ. С 7.09.2009.
3. Образ птицы в рукописной книге Ветки. Гомель, филиал ВМНТ.2009 г.
4. «Душа моя – птах». Образ птицы в традиционной народной культуре. Декабрь – апрель. Гомель, филиал ВМНТ. 2010 г.
5. Совместный Арт-проект “Буслы” с ГИКУ “Гомельский дворцово-парковый ансамбль” и ГУК “ГВЗ “Галерея Беляево”. Выставка и мастер-класс по символике белорусского традиционного искусства. Москва, юго-западный округ. 2010г.
6. “Земля под белыми крыльями”. Совместная выставка Ветковского музея народного творчества и ГИКУ “Гомельский дворцово-парковый ансамбль” на Днях белорусской письменности. Хойники. 2010 г.
Выставка «Белая птица - невеста» 2012
Один предмет одной одежды, одного обряда, одной традиции и одной деревни
Мы говорим о мелкой свадебной рубашке. Ей посвящена выставка "Белая птица - невеста". На первый взгляд, в рубашке нет ничего особенного, но вы можете увидеть противоположное, глядя на увеличенную фотографию своего фрагмента: каждый дюйм поверхности полон красоты, работы, гармонии и геометрии древних символов.
И по сей день невеста в первый день свадьбы носит белое свадебное платье, а на второй меняет его на цветное. Но мало кто знает о корнях этой традиции.
- В первый день невеста носит белую рубашку, на второй - красную. Белая рубашка - это не только символ чистоты невесты. Она умирала в своем прежнем качестве. Она попрощалась со своими друзьями, с которыми она раньше плела венки и водила повозки в роще, попрощалась с родителями… Белый - символ принадлежности невесты к загробной жизни, - объясняет суть традиции Галина Георгиевна Нечаева.
Вот так девушка превращается в белую птицу. Это сравнение не случайно. Идентификация невесты с птицей, наряду с мотивом смерти и возрождения, также характерна для свадебных песен, записанных в селе Неглюбка.
Обращается также внимание на необычную технику, присущую предмету свадебного платья. Экспонаты-рубашки украшены увеличенными фрагментами, которые наглядно демонстрируют особенности этой техники. Семантика древних символов и орнаментов также не остается незамеченной.
Рукава заслуживают особого внимания. Они прикреплены к свадебной рубашке со своеобразным швом, отличным от повседневной рубашки. Галина Григорьевна сравнивает технику изготовления сетки. С его помощью будущая невеста, кажется, пытается поймать добро, вплетая туда определенных персонажей.
Посетители стоят и слушают, словно заколдованные и пойманные в сети, протягивающиеся под руководством госпожи Нечаевой в седую древность, отраженную на рубашке невесты из Неглюбки.