Выставка Ветковская буквица

(Старинные рукописи и работы юных художников)

Выставка «Ветковская буквица» – это совместный проект Ветковского музея народного творчества и детской художественной школы г. Гомеля.

Рукописная книга в культуре Ветки – явление уникальное. Рукописи здесь создавались с начала XVIIIв. по конец 1930-х годов.

Освоив рукописные традиции Древней Руси, взяв за основу старопечатный орнамент, впитав традиции народного искусства, Ветка создала свой оригинальный стиль в оформлении рукописных книг. Высокохудожественные цельные произведения рождались в ветковских монастырях в XVIIIв. В XIXв. из монастырских скрипториев книжное искусство переходит в дома слобожан. Слободские мастера сохраняют высокий уровень декоративного оформления певческих рукописей.

Книга – это райский сад, поэтому образ райского сада – главный на страницах каждой рукописи. Он проявляется и в радостном колорите с характерным сочетанием бирюзовых и терракотовых оттенков, и в обилии райских птиц, и в сочетании реализма и фантастических образов. Одна из лучших ветковских рукописей – «Праздники певчие», написанные на бумаге 1822-23 гг. Сказочные сирины и алконосты, павлины, разгуливающие среди причудливых растений, скачущие белки, поющие птицы – этот радостный, ликующий мир призван восхитить душу человека, вызвать восторг и желание петь «райские песни» по этим древним нотам-крюкам.

Детские работы с изображением буквиц, созданных на основе ветковских буквиц, удивляют своей непосредственностью, фантастичностью образов, умением передать живой ритм, свойственный орнаменту ветковской рукописной книги.

Ветковская буквица

Перед детьми возникло несколько возможностей:

  • - побывать в роли ученика древнего мастера, общаясь с ним, учась у него;
  • - почувствовать себя мастером, который вручную, как это делали художники прежде, вырастить подобный райский сад.

Что соединяет души современного подростка и старинного мастера? Их фантазия, детское восприятие, сказочность миров, которые они создают!

На выставке представлены уникальные рукописные книги XVII–XIX вв., подлинные инструменты и краски XIX в., с помощью которых создавались рукописи, и работы учащихся детской художественной школы г. Гомеля.

В филиале Ветковского музея народного творчества открыта выставка «Ветковская буквица»

Как вырастить письмо в садовой книге

- Представь, что ты дерево, что у тебя есть ствол. А что вы хотите вырастить из себя… например, буква «Г». Попробуйте потянуть одну руку в сторону. Чувствуете ли вы, куда вас притягивает гравитация? .. - с помощью такого спектакля директор музея Ветки Галина Григорьевна Нечаева объясняет зрителям, как проходила работа музейных работников со студентами художественной школы.

Дело в том, что проекту «Ветковская буквица» уже более 20 лет. Сегодня он вступил в новый этап: музей начал работать со студентами детской художественной школы Гомеля. Сотрудники музея провели несколько мастер-классов в школе, и сегодня вы можете увидеть результаты этого научного и творческого союза своими глазами в экспозиционном зале филиала.

Рукопись Ветки - уникальное явление. Его уникальность заключается не только в особенностях сочетания цветов, в самом орнаменте, но и в том, что на Ветка он был создан с конца XVII века до 1930-х годов - в то время, когда рукопись уже умирала. Светлана Ивановна Леонтьева, специалист по книжной культуре Vetka, обращает внимание на книги с совершенно неразборчивыми символами - крючками или транспарантами. Это поющие книги, они были наиболее востребованы и даже по сей день используются для пения в старообрядческих церквях.

Что такое книжное украшение Ветки? Это райский сад, в котором обитают райские птицы: сирины, алконосты, павлины. Однако есть детские работы, которые явно подражают традиции: ее цвета, элементы растительного орнамента, специфические приемы.

Светлана Ивановна ведёт слушателей по тропинкам истории рукописной ветковской книги, раскрывая секреты создания ветковского письма. В конце открытия Андрей Нестерович, прихожанин старообрядческой церкви, доказывает, что на страницах вышеупомянутых певческих книг есть не просто непонятные иероглифы, а знаки и заметки, которые можно петь. Здесь демонстрируется запись церковных песнопений московского хора Андроникова монастыря под его руководством. Б.П. Кутузов. У зрителей была также уникальная возможность услышать живые песни: Андрей пел отрывок из одной из поющих рукописей своим собственным голосом.

- На первый взгляд это похоже на китайские иероглифы. И на самом деле это самые древние знамена, пришедшие в Россию из Византии вместе с принятием христианства. Позже слова были переведены на русский язык, но сами мелодии сохранились, - говорит Андрей.

Таким образом, древняя заглавная буква, созданная мастерами Ветки, и современная заглавная буква, выращенная молодыми художниками, стали отличными друзьями в зале филиала. Дети имели возможность почувствовать себя учениками бывших мастеров, поняли суть традиции, смогли проявить собственную творческую свободу и воображение. Преподаватели художественной школы свидетельствуют, что сами студенты были заинтересованы в соблюдении уникальной традиции. Например, самым молодым пятилетним детям было поручено украсить первую букву своего имени, и они в своих работах стремились отразить себя, свой внутренний мир.

Каждый посетитель выставки может оставить в специальной книге обзор лучших работ студентов художественной школы. Конкурс с большим количеством номинаций будет проведен ближе к закрытию выставки, где будут отмечаться лучшие детские работы.

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png 80-гадоу_3-3_1-p_001_Curved-Text _средний_размер.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика