Выставка «Святой таинственный образ» 2012
Белорусские иконы 17-20 веков. из фондов Ветковского музея народного искусства
Иконы, представленные на выставке, в основном происходят из поселков Ветковского района и относятся к XVIII - началу XX веков. Это связано не столько с периферийностью местной культуры позднего средневековья и современности, сколько со сложностью религиозных обстоятельств в нашем регионе и, самое главное, с судьбой поселений, переживших войны и пожары прошлого века. Историческое и конфессиональное разнообразие культурных традиций и связей в регионе привело к существованию необычайного разнообразия иконографии в иконографии, технике и стиле. В них отчетливо отражены этапы процесса взаимодействия православной иконописи с западноевропейской живописью. Наиболее последовательно это происходило в униатском искусстве: канонические сюжеты приобрели этнографический характер, сопровождались повседневными деталями, переосмысливая достоинства живописи.
В качестве образцов композиций широко использовались гравюры из белорусских и украинских печатных изданий. Перед нами массивные и спокойные, эпические обобщенные образы народных святых - покровителей земледелия и домашнего ремесла. Иконы, написанные сельскими мастерами, показывают наследие белорусской школы иконописи с ее ренессансными чертами или традицию сарматского портрета.
Традиция золотого тиснения левши восходит к той эпохе, которая сохранилась в иконах школы иконописи Бабичи до конца XIX века, хотя и в упрощенном варианте. Так называемые иконы Бабичи (названные в честь села Бабичи Чечерского района, где, по воспоминаниям жителей, давно написаны характерные произведения и где отмечены имена последних мастеров), объединены системой технологических и художественных приемов. Есть как каноническое православное, так и западноевропейское происхождение.
Традиции эпохи барокко прослеживаются в иконах на темном фоне с импульсивной манерой написания лиц и фигур. для которых их работы были предназначены.
История иконописных традиций Гомельской области неразрывно связана с историей храмов, большинство из которых были разрушены и оставлены без внимания в ходе борьбы с религией. Эта выставка - попытка вспомнить потерянное и вернуться к спасённому.
Выставка «Образ литой, старинный…» 2012
Икона и литьё в древней и старообрядческой традиции. 2012 г.
Состоялась совместная выставка Национального художественного музея РБ и Ветковского музея народного творчества. Выставка проходила в Минске, в залах НХМ РБ и была приурочена к презентации изданного НХМ альбома Е. Карпенко “Образ литой, старинный… ”. Как известно, древнее искусство создания литых образков после 17 века было продолжено только старообрядцами. На белорусских землях эти памятники известны как археологические находки, а в позднейшие периоды связаны прежде всего со старообрядческими традициями, особенно толком беспоповцев. Культура старообрядческой Ветки и собрание Ветковского музея народного творчества сегодня представляет самую последовательно собранную и изученную традицию старообрядчества на Беларуси. Поэтому приглашение ВМНТ в качестве участника выставки закономерно. Темы выставки предполагают проследить не только исторический контрапункт развития мелкой пластики (материалы, школы), но и стилистические соотносительности иконы живописной и литой, иконографические соответствия, истоки и архаику образов, этнографические подробности бытования.
Среди экспонатов, помимо литья и литья с эмалями, были представлены служебные риснки иконописцев, рукописи, старопечатные книги (украшенные литьём), темперная живопись, живописные киотцы с литьём, иконы со вставками литых образков, крестов, складней.
1. «Жар и холод металла» (из коллекции литья). Гомель, филиал ВМНТ. 2006 г.
2. Сокровищница древнего искусства (иконы, книги, художественное литье 12-20 вв.). Минск, Национальный художественный музей. 2007 г.
3. Человек традиции.“Дам тебе я на дорогу образок литой”. Гомель, филиал ВМНТ. 2008 г.