Каждый экспонат выставки, представленной Вашему вниманию, – безусловная историко-культурная ценность. В Год книги, объявленный в Республике Беларусь, мы не случайно обращаемся к «книжным темам». Таково и книжное искусство. На территории Беларуси оно насчитывает несколько веков и занимает одно из почетных мест в истории восточнославянских культур. Книгопечатание у нас – самое раннее.
Возможность познакомиться с подлинными «героями», пришедшими к нам из исторической глубины – редчайшая. Чаще всего мы видим древние книги в качестве иллюстраций на страницах современных изданий. Это залог того, что развитие книги не прерывается, и в качестве архетипов мы избираем шедевры старых мастеров. Но здесь, перед Вами – истинные воины Слова. Их «плоть» уязвима почти как человеческая. Но некоторым из хрупких бумажных «памятников», представленных здесь, – около полутысячи лет! В драматических событиях истории немногие каменные сооружения переживают такой возраст.
Не случайно и обращение к книжным фондам двух музеев юго-востока Беларуси. Собрания старопечатных и рукописных книг Ветковского и Гомельского музеев насчитывают сейчас около 800 памятников XVI– начала XXвв. Многие из книжных раритетов Национальной библиотеки РБ также происходят из этого региона.
Сохранность и количество обнаруженных здесь уже в XX– XXIвв. шедевров книжного искусства поражает. Этим культурным «изобилием» мы обязаны первым «археографам» – старообрядцам. Сюда, на белорусские земли, со всех концов России на протяжении двух с половиной столетий несли ревнители старой веры свою духовную «пищу», сберегая её больше своей жизни. Красота книги, искусство её создания значили для них не меньше. Собиратели, читатели, писцы, художники, переплетчики-реставраторы – все они продолжили непрерывность древних традиций книжной культуры и передали это драгоценное наследие нам.
Самый древний манускрипт, представленный на выставке – Евангелие-тетр первой половины XVIв. Семнадцать поколений наших предков пронесли этот шедевр книжного искусства сквозь века. Прекрасна также миниатюрная рукопись: «Праздники» XVIIв.
Среди наиболее редких старопечатных изданий XVI– начала XVII– книги первых восточнославянских мастеров: Ивана Федорова, Петра Мстиславца, Василия Гарабурды, Анисима Радишевского, издания Виленской типографии, львовского мастера Михаила Слёзки…
Самая ранняя печатная книга, которую вы можете увидеть здесь, датируется 1569 годом. Это «Учительное Евангелие», напечатанное в Заблудове Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.
XVIIIв. «представляют» книги белорусских типографий: Супрасля, Гродно, Вильно, Могилева.
Вообще, с XVIпо XVIIIвв. большинство восточнославянских типографий действовало на территории Беларуси, что свидетельствует о богатстве её книжной культуры.
Именно на этих землях с конца XVII в. складывается и культура старообрядческой Ветки. До 1764 г. это был крупнейший центр посадского старообрядчества. Именно это позволяло не только собирать ценнейшие древние фолианты, но и продолжить традиции создания рукописных книг. Здесь вырабатывается собственный стиль художественного декора, полный трепетной жизни. Разнообразие растительного орнамента, богатый колорит, обилие птиц – превращают книгу в воплощённый райский сад. Наиболее нарядны певческие рукописи, сохранившие и древний способ записи музыки – «крюковую нотацию». Один из лучших «ветковских» манускриптов – «Праздники» первой четверти XIXв.
Только сегодня мы осознаём, сколь велика творческая энергия культуры, которая нас питает. Она направлена в будущее!
Пресс-релиз
2012 год – Год книги. В Национальном художественном музее РБ с 23 января по 1 февраля 2012 г. пройдёт выставка «Шедевры книжного искусства XVI – начала XX вв.». Представляются книжные памятники из фондов Гомельского и Ветковского музеев. (ГИКУ «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» и Учреждение «Ветковский музей народного творчества»). Каждый экспонат выставки – безусловная историко-культурная ценность. Книжное искусство. на территории Беларуси насчитывает несколько веков и занимает одно из почетных мест в истории восточнославянских культур. Книгопечатание у нас – самое раннее.
Посетителей ожидает редчайшая возможность познакомиться с подлинными «героями» книжной истории, пришедшими к нам из глубины веков. Это истинные воины Слова. Их «плоть» уязвима почти как человеческая. Но некоторым из хрупких бумажных «памятников», представленных здесь, – около полутысячи лет! В драматических событиях истории немногие каменные сооружения переживают такой возраст.
Не случайно обращение к книжным фондам двух музеев юго-востока Беларуси. Собрания старопечатных и рукописных книг Ветковского и Гомельского музеев насчитывают сейчас около 800 памятников XVI– начала XX вв. Сохранность и количество обнаруженных здесь уже в XX– XXI вв. шедевров книжного искусства поражает. Этим культурным «изобилием» мы обязаны первым «археографам» – старообрядцам. Здесь, на белорусских землях, в конце XVIIв. был основан крупнейший центр посадского старообрядчества – Ветка. Со всех концов православного мира сюда на протяжении столетий несли ревнители старой веры свою духовную «пищу». Красота книги, искусство её создания значили для них не меньше. Собиратели, читатели, писцы, художники, переплетчики-реставраторы – они продолжили непрерывность древних традиций книжной культуры и передали это драгоценное наследие нам.
Самый древний манускрипт, представленный на выставке – Евангелие-тетр первой половины XVIв. из коллекции Ветковского музея. Семнадцать поколений наших предков передали этот шедевр книжного искусства из рук в руки. Среди наиболее редких старопечатных изданий XVI– начала XVII– книги первых восточнославянских мастеров: Ивана Федорова, Петра Мстиславца, Василия Гарабурды, Анисима Радишевского, издания Виленской типографии, львовского мастера Михаила Слёзки… XVIIIв. «представляют» книги белорусских типографий: Супрасля, Гродно, Вильно, Могилева.
Вообще, с XVI по XVIII вв. большинство восточнославянских типографий действовало на территории Беларуси, что свидетельствует о богатстве её книжной культуры.
На Ветке были продолжены вплоть до XXв. и традиции создания рукописных книг. Здесь был выработан собственный стиль художественного декора, полный трепетной жизни.
Только сегодня мы осознаём, сколь велика творческая энергия культуры, которая нас питает. Она направлена в будущее!