"Голоса ушедших деревень" – одно из крупнейших "творений" нашего музея. Проект начался в результате "аварийной" ситуации. Когда мы поняли, что Чернобыльская катастрофа не прошла мимо Ветковщины. Правда, тогда ещё не было ясно, насколько масштабным является радиационное загрязнение региона. Вместе со спецкомандами по дезактивации населенных пунктов ездили и научные сотрудники музея, хотя они и не получали такого приказа. Интуиция подсказывала, что многие белорусские деревни, старообрядческие слободы и шляхетские околицы обречены на выселение. Так в фонды музея попали иконы, рукописные и старопечатные книги, предметы традиционной одежды и узорного ткачества, фрагменты архитектурного декора, различные бытовые предметы и инструмент. А вместе с материальной культурой мы стремились зафиксировать свидетельства устного творчества: песни, легенды, предания, рассказы.
Выход одноименной книги стал памятником исчезнувшим поселениям и результатом многолетнего кропотливого труда коллектива музея. В книге встречаются шедевры и обычные вещи, которые всегда присутствуют рядом и образуют неповторимый облик местной культуры. Так и на этой выставке мы слышим голос Бартоломеевки, Косицкой, Старых и Новых Громык, Попсуевки Закружья, Красного Кута, чьи улицы так и остались в памяти – пыльные, неупорядоченные прогрессом, скрытые густой зеленью лип и кленов. Они так и остались в XXвеке и плывут в чистом течении вечности, где остается только самое ценное, важное и святое.
На выставке представлены около сотни музейных предметов, которые в свое время создавали "жизненное" пространство выселенных деревень. Здесь известны археологические памятники начиная с мезолита. Некоторые из них, например Стрелица, помнят знаменитые раскопки 1960-х, открывшие миру артефакты эпохи бронзы — свидетельства культуры индоевропейцев, осваивавших эти земли в III тысячелетии до н. э. Местные реки — пути и места расселения древних славян, племена которых подходили друг к другу наиболее близко. Роль культурного "пограничья" продолжала быть актуальной и на протяжении последующих веков, сменявших границы и сами названия княжеств и государств. В результате традиции, сохранявшие свою самобытность в целостном самоосознании, вмещали многослойные пласты культуры разных периодов истории.
В местных традициях узорного ткачества сохраняли свою магическую, а затем и благожелательную роль древнейшие элементы орнамента — те "ранне-земледельческие культовые знаки", которые до последнего времени украшали тканые рушники. Местная домовая резьба прониклась соединительными тенденциями, где барочный завиток соседствовал с тератологическими мотивами древних рукописей и ещё более древними ритмами земледельческого космоса… Жители зоны отселения отождествляли себя с потомками самых разных конфессиональных и социальных групп: православных "мужиков", казаков, шляхты, старообрядцев разных толков. Таким образом в "срезе" отселенных деревень отозвалась уникальная историческая и культурная ситуация региона — мирное и многовековое сосуществование традиций, позволившее сохранить архаические черты в их "раздельности". В то же время активное и полное взаимного интереса взаимодействие этих традиций приводило к возникновению неповторимых культурных феноменов. Таковы, например, ветковская школа иконописи, местный стиль рукописной книги, народная белорусская икона, богатство узорного ткачества, фольклорные шедевры.
Время работы выставки с 22 апреля 2016 года, в филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций в Гомеле (пл. Ленина 4).
Выставка «Аз, буки, веди. Глаголь – добро» 2016
Теме «Обучение грамоте в старообрядческой среде Ветки» посвящена выставка «Аз, буки, веди. Глаголь – добро» в филиале Ветковского музея в Гомеле.
Тот факт, что в Ветковском регионе существовала развитая книжная культура и книжное искусство, не вызывает сегодня никакого сомнения. Но это было бы невозможно без постоянного и непрерывного процесса обучения грамоте. В старообрядческой среде прекрасно понимали, что только она способна открыть великий мир традиционных знаний.
Имея огромную потребность в овладении знаниями, грамотностью и, прежде всего, церковно-славянским языком, старообрядцы практически не имели возможности создавать свои школы, поэтому обучение происходило несколькими путями, связанными, в основном, с домом, семьей, церковью и, конечно же, с монастырями там, где они были.
Раскрытию этой интереснейшей и сложной теме способствовали уникальнейшие материалы, представленные на выставке. Это – прописи XVIII в., свидетельствующие о процессе обучения правописанию, копии документов XIX в., связанных с проблематикой обучения; книги XVII – XIX вв., по которым не только учились грамоте в старообрядческой среде, но затем и читали их на протяжении всей жизни как «душеполезную» литературу, а также учебники начала XX в. и многие другие предметы, способствующие приблизить нас к нашим предкам, а значит лучше узнать и понять их.