Душа по радужному мосту - Выставка музея

Автор этнографического очерка о Ветке Иван Абрамов ещё в 1907 видел здесь "богатые древние женские уборы: … красивые парчовые кокошники с сеткой жемчуга, спускавшейся на глаза, … огромные жемчужные сережки, так называемые "корзинки" и "малинки".

Любили "одевать" и иконы. Оклады, точнее, "ризы" на образа, шили бисером и "жемчугом". Искусство их изготовления известно на Ветке, по словам старожилов, "с праку веку", т.е. изначально. Восходя ещё к византийским, а затем и древнерусским образцам, шитьё во многом сохраняет архаические приемы до 1930-х г.г. В Ветковском музее восстановили старинные местные технологии и реставрируют уникальные произведения искусства.

Когда "иконами и книгами Ветка снабжала весь старообрядческий мир", мастерством шитья славились старообрядческие монастыри. Расширяясь, подобно кругам по воде, искусство это захватывало все слои ветковской культуры – шили и в посадах, и в слободах. Так каноническая система символического смысла наполнилась могучим дыханием народной культуры. Шили золотНыми нитками, речным жемчугом и бисером, "сажали" камнями и цветными стеклами. "Риза" теперь покрывает весь оклад: представляет и одеяния, и венцы, и окружающую фигуры среду, в которую они как бы погружены, как в фантастическую пейзажную живопись, выполненную бисером. Нити бисера ложатся плотно, выгибаются по форме предмета, фактурно передают объем. В то же время фон полон вертикальных "струй" бисерных нитей, с явной символикой схождения дождя, росы, света.

"Миры" шитых окладов и сегодня восхищают своей цельностью при чрезвычайном многообразии вариантов. Иногда оклад монохромен, а порой это десятки оттенков цвета в одном произведении. Символичность восприятия "обетованной" ветковской земли усилила и расцветила образ райской растительности, воплощавшийся "на Ветке" во всех художествах.

На выставке представлено больше полусотни предметов иконописи, бисерного и жемчужного шитья.


В Национальном художественном музее Республики Беларусь – выставка: «Душа по радужному мосту… »
Ветковское шитьё жемчугом и бисером XVIII – XX вв. из фондов Ветковского музея и частных коллекций. С 12 апреля по 11 июня 2012 г.

Автор этнографического очерка о Ветке Иван Абрамов ещё в 1907 видел здесь "богатые древние женские уборы: … красивые парчовые кокошники с сеткой жемчуга, спускавшейся на глаза, … огромные жемчужные сережки, так называемые "корзинки" и «малинки».
Любили «одевать» и иконы. Оклады, точнее, «ризы» на образа, шили бисером и "земчугом". Искусство их изготовления известно на Ветке, по словам старожилов, "с праку веку", т.е. изначально. Восходя ещё к византийским, а затем и древнерусским образцам, шитьё во многом сохраняет архаические приемы до 1930-х гг. В Ветковском музее восстановили старинные местные технологии и реставрируют уникальные произведения искусства.

Когда «иконами и книгами Ветка снабжала весь старообрядческий мир», мастерством шитья славились старообрядческие монастыри. Расширяясь, подобно кругам по воде, искусство это захватывало все слои ветковской культуры – шили и в посадах, и в слободах. Так каноническая система символического смысла наполнилась могучим дыханием народной культуры. Шили золотными нитками, речным жемчугом и бисером, «сажали» камнями и цветными стеклами. «Риза» теперь покрывает весь оклад: представляет и одеяния, и венцы, и окружающую фигуры среду, в которую они как бы погружены, как в фантастическую пейзажную живопись, выполненную бисером. Нити бисера ложатся плотно, выгибаются по форме предмета, фактурно передают объем. В то же время фон полон вертикальных «струй» бисерных нитей, с явной символикой схождения дождя, росы, света.

«Миры» шитых окладов и сегодня восхищают своей цельностью при чрезвычайном многообразии вариантов. Иногда оклад монохромен, а порой это десятки оттенков цвета в одном произведении. Символичность восприятия «обетованной» ветковской земли усилила и расцветила образ райской растительности, воплощавшийся «на Ветке» во всех художествах.

В орнаменте мастерицы использовали обычно мотив ветки с фантастическими цветами – естественно растущей в её мире. Можно сказать, что «стиль цветущей Ветки» вполне воплотился и в шитье бисером.
Продляется на Ветке символика и самого материала шитья, прежде всего жемчуга и бисера. Византийская традиция обнаруживала в жемчуге мощное духовное звучание. Светоносность и мистическое происхождение жемчужин входят в символику божественного Света. Души праведников, по библейской традиции, входят в рай сквозь ворота-жемчужины. Близко этому древнерусское понятие «жемчужной души». Кроме того, золоченые и жемчужные бусы и сетки в славянских женских нарядах имеют архаическую символику. Образ плодоносного дождя, пронизанного светом – ведёт ещё к дохристианской теме «небесной свадьбы». Наконец, в фольклорных представлениях животворящая роса метафорически уподобляется жемчугу и ключам – связывается с образами месяца, солнца и Богородицы.

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика