Выставка «Купола». Образ дома и храма 2017
Проект "Купола" Образ дома и храма в ветковской иконописи по-новому поставил вопросы к теме нашего давнего увлечения - феномена живописных икон с врезными литыми образками.
Ведь все эти "артобъекты", по сути, своеобразные микрокосмы, где темы "мир-дом-миф" взаимопроявляют друг друга. Да, они - модели мироздания и собственно дома-жилья, вплоть до дома души человеческой. От целебного киотца с литьём в домашних иконостасах - до роскошно цветущего райского сада, входящего в дом в виде резного золочёного киота.
Образ храма также представлен достаточно выразительно. Мы рассмотрели его в чудесных иконах "Покрова" и в церкви в руке Николы Можайского. Вообще, и тема дворца не чужда Ветке. Большая архитектура, сомасштабность человеческой фигуры и пространства здания, его экстерьера и интерьера - всё время занимали местных мастеров, которые парадоксально соединяли древние способы передачи пространства - со сменяющимися архитектурными стилями Нового времени. Так, продолжились поиски, заложенные посадским искусством XVII в., когда впервые в икону пришёл стиль барокко. XVIII век подарил ветковчанам возможность испытать рококо и классицизм. XIX - ампир, начало XX - модерн. При этом живописная основа иконы оставалась целостной, мирозданной, выстроенной и одухотворённой.
Мы представили способы диалога живого человека и иконы, иконы и дома; показали гармоническое взаимодействие изображённого человека и дома-иконы. Впервые проанализировали разнообразные материалы и техники иконописного искусства и убора иконы, книжного декора, а главное, углубились в семантику технологий. Очевидно, и в столь суженной теме, как "Дом и храм" - культура Ветки предстаёт синтетически целостной и впечатляющей.
На выставке представлены ветковская иконопись XVIII - XIХ вв., литье, чеканка, прориси, киотная резьба и рукописи.
Открытие выставки в филиале Ветковского музея в Гомеле: г. Гомель, пл. Ленина, 4 14 июля 2017 года.
Фотоотчёт
14 июля 2017 года в филиале Ветковского музея состоялось открытие выставки "Купола".
Выставка «Птица на Ветке» 2017
Птица на Ветке. Образ птицы в ветковских рукописях.
Духовные устремления Ветки изначально были направлены на преодоление трагизма раскола, восстановление порушенного мира, целостности бытия, прежде всего, в душе человека. И один из путей, позволяющих это сделать, заключался не в уходе от мира, а в его устроении через идею образного воплощения райского града на земле. Возможно, поиски райской страны, которую старообрядцы называли Беловодьем, привели их в эти "пустые и зверопаственные места".
Сама стилистика повествований о создании Ветки строится авторами на образах райских садов и градов. "… Вместо древес людей умножение показася, трава и терния растущая в вертограды и садовия обратишася. Юноши, оставляя свое юностное мудрование, течаху тамо, яко елени на водные источники, и девы, аки ластовицы там вогнеждахуся".
Ощущение этих мест святыми, райскими дает право автору "Истории Ветковской церкви" изобразить возникновение Ветки как явление чуда: "… бесчисленными народы наполнися ветковское жительство, и аки град велик и прекрасен в населении тех явися… Вокруг же Ветки 14 слобод, яко пресветлые города расставися".
Посадская культура Ветки действительно становится садовой. Этот же образ Ветки звучит и в современных рассуждениях местных жителей: "Огородов не держали, все сады… Сады были большие. Почему любили? А как же не любить - и в раю есть сады". Сад оказался единственно гармоничным райским результатом взаимоотношений человека и природы. Воплощая идею божественного устроения мира, ветковские монастыри делают его непременной своей частью. И в этом непрерывность традиций Древней Руси, в которой уже в XI в. сложилось особое отношение к саду как сакрально и художественно значимому событию.
Растительный код становится едва ли не главным в культуре Ветки, само символическое название которой его содержит, а образ райского сада стал основным в ее искусстве.
Здесь ещё и в начале XX в. мастера продолжали создавать прекрасные рукописные книги, в которых основным образом был райский сад, поэтому в них так много цветения, поющих птиц. Птица на ветке стала основным символом, негласной и таинственной эмблемой самой Ветки. Так художники говорили всему миру о том, что ветка старой веры чудесно привилась на землях Великого княжества Литовского, что она свободно развивается и процветает, и что райские птицы слетаются в сады монастырей, которые были разрешены здесь для старообрядческого служения.
На выставке представлены рукописи XIX в., краски, инструменты при помощи которых создавали тексты рукописей.