Выставка «Покровские ворота. Четыре образа Ветки» 2021

Иконопись ветковских старообрядцев

Выставка действует с 15.10.21 в филиале Ветковского музея

Ветковская икона всё энергичнее входит в культуру XXI в.

Выставка в Филиале Ветковского музея в Гомеле – «сНОВа НОВый» ракурс и вопрос об осНОВах нашего бытия – мышления – творчества. Диалог с предками? С теми, кто ПЕРЕД нами ставил те же вопросы – о НОВаторстве Мастера. Иконы, как исторические памятники, и как модели миров. Как свидетельства подлинной судьбы огнепальной Ветки XVII–XX вв., и как неразгаданные тексты с кодовой записью о конструировании художественного образа. Иконы как культурные коридоры из древней Византии в Новое время XVIII в. Да, оно было НОВым для тех, чья миссия нам менее известна, чем иероглифы майя, но чья кровь пульсирует в наших жилах! Но и как семиотические загадки передачи художественных образов – через столетия: из глаз – в глаза, уже в XX в.

На этот раз только четыре образа, четыре иконографии станут «за своих» перед клипомыслящими и пытливыми потомками (для них мы – потом!):

1. «Покров» – самая архитектурная модель космоса в иконографиях Ветки. Именно в честь Покрова Богородицы назвали в 1695 г. свою церковь «на Ветке» свободолюбивые её основатели. И это привело к глобальным последствиям: «по статистике, через Ветку проходило за год до ста тысяч человек…»

2. «Богоматерь Казанская». Святыня, которую, по легенде, несли на руках из Москвы XVII в. первые ветковцы. Это образ, по всей вероятности, чудотворный, породил тысячи и тысячи списков, утвердился в целебной народной культуре «О прозрении ослепших очес»… И предстал перед нами в неизмеримой вариантности – ибо стиль никогда не производит механических копий – но живые тексты, воплощённые молитвы!

3. «Спас Нерукотворный» – утверждение нерукотворной ценности рукотворных артефактов, первая икона вообще – как образец для ветковского мастера. Аккумулятор «вводных данных»: из новгородской средневековой республики, из боевых кольчужных образов воинства, из католической легенды о Плате Вероники – и из семиотической культуры зеркал и рам в эпоху рококо…

4. «Святой Никола-Чудотворец». Поясной и ростовой, сам – и в житии. Наконец, неразгаданный «Никола Отвратный», что взглядом только – отвращает бесов, беды и печали. Образа Николы – это целая страна, сценарий и кино, древняя магия и византийская изощрённость, Николушка, Хозяин – и архаическая погружённость в недра, моря и глубины, в тайны золота – и сырого зерна…

Удастся ли план КОНТАКТА? Нашим дерзновенным предкам удавалось ходить в будущее!


Выставка «Ветковские слободы. Попсуевка. История в 300 лет» 2021

Церковный и домашний иконостас слободы Попсуевки

Выставка действует с 16.04.21 в филиале Ветковского музея

Новая выставка Ветковского музея посвящена одной из первых 14 слобод, основанных старообрядцами в конце семнадцатого столетия в пределах современного Ветковского района - Попсуевке. С начала своего основания, Ветка, вместе с окольными слободами начинает очень быстро развиваться, принимая в своё лоно всё новых и новых «ревнителей древнего благочестия» - старообрядцев. В начале XVIII в. множество из деревень и местечек уже имеют свои самостоятельные церкви, либо моленные дома. Созданные храмы, по-настоящему величественные церкви и монастыри притягивают и оставляют у себя путников, ищущих духовных единомышленников. Богатые ризницы местных храмов сохраняют как принесённые из далеких мест иконы и книги, так и созданные уже здесь – на Ветке и Стародубье. Местные мастера активно снабжают «иконами и книгами весь старообрядческий мир».

Череда разорений и уничтожений ветковских слобод в XVIII в., исторические перипетии XIX в. и тотальное уничтожение XX в. значительно лишили нас, исследователей, полноценного диалога с той культурой. 1986 г. становится ещё одной знаковой датой в истории старообрядцев на Ветке. Многие Ветковские слободы отходят под «зону обязательного выселения», пустеют комнаты, дома и целые деревни.

Что же остаётся от былого величия Ветки и окольных её слобод? – спросите вы. Рассмотрим на примере одной из деревень – Попсуевки. Основанная в конце 17 столетия и выселенная в 1991 г., она безусловно накапливала в себе богатую духовную составляющую. Основанная старообрядцами церковь была названа в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из описи 1929 г., найденной нами в государственном архиве Гомельской области, мы можем предположить, какой иконостас находился некогда в церкви. Огромный, состоящий из четырёх ярусов, наверняка украшенный богатой золочёной резьбой. К сожалению тот самый иконостас увидеть нам сегодня уже не представляется возможным, однако некоторые иконы из него были собраны и спасены сотрудниками Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций. Они и позволили нам создать эту выставку.

Все предметы, которые представлены перед вами в этом зале, связывает одно – это история их происхождения и место бытования, вневременная любовь их хозяев и хранителей сегодняшних. Как писал Павел Флоренский: «Иконостас - есть граница между миром видимым и миром невидимым […] Иконостас есть видение!»… Так и образ нашего сегодняшнего иконостаса, неважно, «иконостаса» домашнего или церковного – есть видение, видение той богатейшей культуры, от которой сегодня «остался лишь ноготь от мизинца, от того человека, что был».

На выставке «Ветковские слободы. Попсуевка. История в 300 лет» представлены иконы, которые поступали в собрание музея в разные годы, и только на этой выставке они впервые за долгое время воссоединятся в один, хоть и условный, иконостас.

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика