Выставка «У меня есть тоже патефончик…» 2013
В середине XIX века уже существовал телеграф и фотоаппарат. А устройства, записывающего и воспроизводящего звук, по-прежнему не было. Только в 1877 году Томас Альва Эдисон изобрёл свой фонограф. С тех пор аппарат постоянно совершенствовался, и эту эволюцию частично можно проследить благодаря нашей новой выставке.
«У меня есть тоже патефончик… » - это совместный проект Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций и коллекционера, изобретателя Сергея Борисевича. На выставке представлены экспонаты (граммофоны, патефоны, музыкальные механизмы), самый старый из которых датируется 1910-м годом (граммофон из фондов музея), а самый новый – 1956-м (патефон Сергея Борисевича).
Название выставке дала фраза из песни Леонида Утёсова «Джаз-болельщик». Экспонаты «говорят» о тех эпохах, в которые они также кому-то принадлежали: тому, кто любил, воевал, танцевал… И «говорят» они голосами тех эпох, свидетелями которых стали.
Открытие выставки “У меня есть тоже патефончик… ”
Несмотря на все препятствия, которые вставали на пути молодых сотрудников филиала, 17 мая 2013 г. ими всё-таки была открыта долгожданная выставка патефонов и граммофонов. Хотя посетители интересовались ей уже с 9 мая - дня, который был изначально обозначен для её открытия.
Сама же выставка стала возможной не без помощи господина Сергея Борисевича - коллекционера и изобретателя, которому и принадлежит большинство экспонатов (патефонов, граммофонов и их механизмов). Это человек, который способен часами рассказывать о своём коллекционерском увлечении.
Впрочем, благодаря ему и само открытие оказалось очень динамичным и ярким: Сергей Борисевич применил всю свою харизму и артистизм, держа внимание публики. А напоследок пошутил:
- Вам повезло, потому что вы были первыми слушателями и я ещё не успел ничего придумать.
Причастен господин Борисевич и к тому, что самый старый граммофон 1910 года со фондов Ветковского музея не так давно снова начал играть. До сих пор граммофон молчаливо стоял в одном из экспозиционных залов в Ветке.
Пенсионерка Зинаида Гончарова, которая узнала о нашем открытие через анонс в газете "Гомельская правда", поделилась своими впечатлениями:
- Я в восторге! Ждала, что будет что-то интересное, но что до такой степени … Я назад вернулась в те годы, когда жили мои родители, деды, меня просто накрыла эта волна!
Выставка «Сказка в дереве» 2013
Дерево - один из самых архаичных символов в традиционной культуре. Это и Мировое Древо, и дерево-граница, и дерево-врач … В народе очень плотно разработана разграничение добрых и недобрых деревьев, мужских и женских.
Исходя из опыта многолетней собирательской работы Ветковского музея, можно смело утверждать, что именно деревом принадлежала важная лекарственная функция в народной медицине. Многие рецепты лекарственных отваров не обходились почти никогда без почек, листьев и кореньев деревьев.
Особое внимание привлекает к себе слой текстов заговоров, которыми пользовались женщины-целительницы, чтобы вылечить, сделать доброе дело для человека, а иногда и злую беду накликать на врага. Во многих ритуальных текстах-заказам центром всего действия выступает именно дерево.
Видимо, поэтому и сложились у человека своеобразные отношения к дереву, как чего-то таинственного и загадочного.
А вот житель Гомеля Борис Михайлович Васильков - настоящий волшебник по дереву. Под его умелыми руками обычный обрубок дерева, пень, сучок действительно оживает. Он мастерски вырезает и злостных волков, и крепких медведей, и пугливых зайцев, сообразительных мышек, и даже целые сказочные истории: "Пилипка-сынок", "Золотая рыбка", "Колобок". И так продолжать можно до бесконечности. Самое главное в работах мастера - это характер, которым наделяет Борис Михайлович каждого из своих деревянных героев. "Я же с душой все делаю, каждый из них - это я", - делится размышлениями, говоря о своих работы, мастер.
Дополняет эту выставку уникальная коллекция тканых рушников "дубравскай" традиции. Именно на этих рушниких, как и в заговорах, центром композиции становится образ дерева ( "дубом" патканы, "дубом с яйцами", "дубовыми листьями", "Яблоко", "столп", "краст", "елочкой", "церковкой на главной площади ") как медиатора между небесами, землей и подземным миром.
Открытие выставки 27 декабря в филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций (Гомель, пл. Ленина, 4).
Открытие выставки
Филиал Ветковского музея порадовал своих посетителей настоящей сказкой. 27 декабря здесь открылась волшебная выставка гравюры Бориса Василькова. Этого гомельского мастера можно найти на рынке, он продает там свои деревянные игрушки. Но наиболее интересные работы были отобраны для выставки, мотивы которой в основном взяты из народных сказок.
«Золотая рыбка», «Солдат в потустороннем мире», «Пряничный человечек», «Дедушка посадил репу»… Есть и персонажи мультфильмов («Ну, заяц, подожди!»). Сюжеты и мотивы, давно знакомые нам с детства, легко узнаваемы. Методика выполнения работ выдает мастеру не профессионального резчика, а слишком чувствительного создателя из народа.
Но музей Ветки не был бы музеем Ветки, если бы он не использовал плоды своей многолетней работы на такой выставке. Да, «Сказка на дереве» украшена полотенцами, мотивами которых также является дерево и все, что с ним связано. А это, как известно, древняя мифология, подтвержденная текстами орденов, которые также украшали экспозицию.
- Ты знаешь, что такое творчество? - спрашивает в конце открытия директор музея Нечаева Галина Григорьевна. - Это избыток, который говорит о том, сколько у нас свободы над планкой. Потому что некоторые висят над баром, некоторые пытаются залезть под него, некоторые обходят. А некоторые творческие: как могут, от души. И это наша свобода и энергоснабжение. Для любого создателя, кем бы он ни был: или Бориса Михайловича, который все понимает своим умом, или тех, кто окончил академию. Все в этом смысле одинаковы.
По словам главы филиала Петра Цалки, выставка была сделана всего день назад, но уже успела добиться успеха у школьников. Надеемся, что это не оставит взрослых равнодушными.