Выставка «Вы и нас, трудившихся, не забывайте. Книжная гравюра XVI-XIX вв.» посвящена декору печатной книги – гравюре. В её понятие входят как фигурные, так и орнаментальные изображения (заставки, концовки, инициалы).

Гравюра возникает вместе с книгопечатанием. По книгам XVI – XIX вв., представленным на выставке можно проследить её эволюцию. Если первые печатные книги в XVI в. украшали сами печатники, которых называли мастерами «книжного строения», то в более позднее время (XVII-XVIII вв.) к оформлению книг привлекали известных иконописцев, граверов.

Ранняя гравюра призвана была украсить книгу. Органично входя в книгу, она составляла с ней единый цельный организм. Ксилография (гравюра на дереве) не воспринималась отдельно от книги. Офорт же (гравюра на меди), которым украшали книги начиная с конца XVII в., изготовлялся отдельно от неё и становился как бы самостоятельным произведением.

На выставке представлены уникальные издания первых русских и белорусских печатников: Ивана Фёдорова – львовский «Апостол», 1574 г., Петра Мстиславца – виленское «Евангелие», 1575 г.

В гравюрах П. Мстиславца, выполненных в стиле маньеризма, уже чувствуется дыхание западного барокко.

Более поздние издания московских, киевских типографий представлены книгами с гравюрами на меди, в которых на смену двухмерного, плоскостного, во многом декоративного изображения приходят трехмерность, объем, свет, иллюзия «почти реальной жизни».

Кроме печатных книг представлена рукопись «Праздники певчие» конца XVII в., для декоративного оформления которой использованы гравированные на меди листы Леонтия Бунина, известнейшего в XVII в. художника-гравера.

Книги, представленные на выставке, известны в нашей стране в 1–3 экземплярах.


Открытие выставки 22 февраля 2013 г. в филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций в Гомеле (пл. Ленина, 4).

В нашем музее есть замечательный специалист по книжной культуре - Светлана Ивановна Леонтьева. К сожалению, она не смогла присутствовать на открытии выставки, посвященной книжной гравюре. Эта миссия - презентация церковной книги посетителям и ее оформление - была поручена другому сотруднику, Андрею Валерьевичу Скидану.

Что такое гравировка? Это не просто книжная иллюстрация. Это часть мира церковной книги. На выставке представлены уникальные памятники - издания Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца (XVI век), которыми так гордятся Ветковский музей.

- Книги уникальны не только для Гомельской области, для Беларуси, но и для всего восточнославянского мира, - говорит Андрей Валерьевич.

Здесь есть более поздние издания. Это книги XVIII-XIX веков, которые существуют в Беларуси в 1-3 экземплярах.

Со временем верстка церковной книги изменилась, и, в частности, ее иллюстративное оформление. Эта выставка рассказывает об эволюции гравюры и изменениях в ее назначении.

После открытия заинтересованные посетители, заинтересованные в древнем письме, попросили исследователя даже прочитать страницы книг, на которых они были развернуты: других страниц и других гравюр в книгах не видно, потому что превращение их в древность разрешено только в исключительных случаях.

Название выставки - цитата из послесловия к «Евангелию» Петра Мстиславца. Как видите, ничего не забыто даже сквозь века …

logo-5.png  30089.1612367040.08237a9197-media--508e2b1d--query.jpg   
 2gt78eu3agvffwkdyb9cvvvpa6x2fouq.pngviber_image_2025-04-11_11-35-03-715.jpg
69e507c1a83f35cde4d6379adf4dd406.jpg
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика