«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Самые первые строки книги Бытия рисуют перед нами эпическую картину сотворения мира, где мифопоэтическим языком представляются сложнейшие процессы создания материи. Одним из основных антологических веществ, которые легли в базис нашего существования является вода.
Культура любого древнего народа воспринимала воду, как источник жизни и символ жизненной силы. Наукоёмкая фраза «человек на 80 процентов состоит из воды» без противоречия подтверждается строками Евангелия, где Христос, в беседе с саморянкой свидетельствует о роднике воды живой, которая течет внутри человека. Определенно, разговор идет о разных уровнях восприятия: материальном и духовном – культура как раз и занимается их уравновешиванием и определением приоритетов.
Ранее Нижнее Посожье можно было бы назвать «землей родников» - столько водотоков рождались в долинах Сожа, Ипути, Беседи и других притоков: Узы, Колпиты, Покати, Терюхи, Ути, Липы, Чечоры… Вся земля, буквально сочилась водой и любое из этих мест считалось святым. Не зря, там, где сейчас сохранились такие «окошки», можно услышать занимательные рассказы, толкующие их происхождение. Дыхание древности парит в легендах и преданиях, однако, внезапно звучит новый мотив – традиция почитания целебных родников продолжается, а значит, создаются новые памятники устного народного творчества.
Отношение к воде – это отношение не только к живому, но и к святому. Поэтому, через воду разговаривали с потусторонним миром, с ирреальностью. Не зря родник называли «окном», или «оком» («глазом»). Здесь можно было набрать воды, а можно было встретиться с откровением. Вода и для христианской теологии и для народной культуры – вещество, которое может заменить существование, может повернуть судьбу человека.
Очередная выставка нашего музея об этом многогранном явлении: вода в памятниках художественной культуры и устного народного творчества, её богословский аспект и народные обычаи. Мы достаточно поездили по населенным пунктам региона, чтобы сейчас иметь возможность поделиться своими впечатлениями, записями, наблюдениями.
На выставке представлены иконы старообрядческого ветковского и белорусского народного письма XIX в., тканые и вышитые рушники, археологическая и этнографическая керамика, экспедиционные фотографии и фольклорные записи.