«Общеизвестно, что по уровню иконографического новаторства, смелости и неожиданности композиционных решений, щедрости подробной деталировки – иконописи Ветки нет равных в искусстве XIX в…»
Слова эти сказаны исследователем поздней иконы Ильёй Боровиковым, по поводу иконографии Богоматери «Всех скорбящих радость». Это поздняя икона, прославившаяся с 1688 г., рождённая Новым временем и западными веяниями. Ветка отдала дань этой взволнованной композиции, разрабатывая образ во многих вариантах. Но именно особый её тип: без изображения самих скорбящих, больных, терпящих бедствия – считается авторским ветковским. Вместо больных, слепых, хромых – вокруг исполинской, космологической фигуры Марии – сонмы святых-целебников. Они стоят в несколько ярусов: от солнца и луны – до нижних земель, куда сошла богородица. Иногда ещё ниже художник вводит изображения пещер, и морей с бурями, и тюрем с узниками, и военных инвалидов…
На Ветке образ имеет особое название: «Всем скорбящим радость». Ветковский музей собирает и изучает эту знаменательную иконографию, открывая всё новые памятники. Самый первый номер – КП 1/11, из коллекции Фёдора Шклярова, основателя музея. Выставка впервые объединила несколько десятков образов, проходящих сквозь времена, полные скорби и радости. Или эти иконы сами – порталы времени?
Выставка будет дейстовать с 15.06.2022 по 15.12.2022 г.