Романова Л.Д.

В помещении Ветковской районной библиотеки 5 марта открылись две выставки, сделанные сотрудниками Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций в качестве подарка ветковчанам. На открытие выставок пришли ученики 4 «А» и 4 «Б» СШ №1 им. А.А. Громыко, учителя этой школы, а также — жители Ветки. Выставки будут действовать до конца марта.

Первая выставка, «Любовные истории», воссоздаёт в душе каждого посетителя упоминание о светлом чувстве, имя которому — Любовь: буквально на всех картинах самодеятельного художника Михаила Савостьянова — Он и Она, или — Она и Он. Рядом с ними — лебеди, символ верности, лилии — символ нежности, красивые пейзажи. А вот — встреча у берега реки: девушки моют рушники. Рядом — парень на коне.

Вторая выставка, под названием «Берёзовое дыхание ткани», посвящена такой, казалось бы, малозаметной вещи, как утюг.

Утюг — тот предмет, которым пользуются больше женщины. Он, в некоторой степени, символ домашнего очага (заметим: утюг, если он чугунный, нагревается от угольков). Именно Женщина всегда заботится о своём внешнем виде, о том, как выглядит её Возлюбленный, и, конечно, Дети в их семье.

А можно ли обойтись без утюга? Что делать, чтобы ткань и, конечно, одежда выглядели красивее?

Трудно представить себе жизнь без утюга.

Археологи утверждают: самый давний предок утюга — тяжелый плоский камень. На наскальных рисунках ацтеков отражён процесс глажки: на ровной поверхности камня раскладывали влажную одежду, сверху накрывали вторым камнем и оставляли сохнуть.

Подавляющее число людей, особенно тех, кто жил в нашей местности в деревнях, в старину пользовалась утюгами, сделанными из дерева. Такой утюг называли рублём (от слова «рубец», которых было множество на рифлёной доске). Слово «утюг» в русском языке появилось не позднее ХVII в. Оно берёт начало из тюркского языка, происходит от глагола «кататься», «гладить», буквально — то, с помощью чего гладят.

Наши бабушки и прабабушки пользовались деревянными утюгами до 1950-60 гг., кое-кто — вплоть до 1980-х. На скалку (валёк) наматывали ткань и прокатывали его по столу с помощью рифлёного рубеля. Его длина была примерно 60 см., Ширина — около 20 см. В других местах рубель называли: пральник, качалка, ребрах, раскатка, гранчак. Мастера украшали рубели красивыми узорами, часто это было солнце, цветы, растения. Рубель изогнутой формы напоминает сказочный мост. Так оно и было: процесс утюжки был последним среди множества других, предыдущих, которые «переводили», переносили ткань в культурное пространство человека.

Дерево «держит» в себе тепло рук тех, кто к нему прикасался, во время утюжки. В наших деревнях, в Ветке иногда можно увидеть деревянные утюги и чугунные с деревянными ручками. Современники сберегают их как память о родных, как свидетельство тех времён.

Утюги собирают коллекционеры. Коллекции утюгов есть в музеях. Более того, в разных странах мира существуют музеи, посвящённые истории утюгов. В Беларуси музей утюга есть в Гродно (появился в 2016 г. благодаря коллекционерам Олегу Ершу и Александру Шпаковскому). Одна из самых обширных коллекций утюгов в Беларуси находится в Слуцке: 479 утюгов собрал местный житель, учитель географии Леонид Вечер. В его коллекции находится несколько утюгов, на задней стенке которого размещено портретное изображение русского писателя Л.Н. Толстого. Такие утюги на рубеже ХIХ-ХХ вв. мастера производили в г. Вереи (Наро-Фоминский район, Подмосковье). Таким образом мастера присоединялись к борьбе с «толстовством». Как известно, за критику власти и церкви Л.Н. Толстой был отлучён от православной церкви.

В коллекции Леонида Вечера есть редкий водяной утюг, который «нёс свою службу» на английском военном корабле (на судне запрещалось пользоваться угольным утюгом: мог случиться пожар).

Музей утюга есть в городе Переславль-Залесский (Россия, Ярославская область). Наиболее известные, знаменитые музеи утюга находятся во Франции, в городах Лонгви, Рубе.

Угольные утюги — по несколько тысяч штук каждый год в настоящее время выпускают в Польше. Экономя электричество и газ, поляки с удовольствием используют утюги с прессованным углём.

В довоенное и послевоенное время льняная одежда, покрывала, скатерти, подзоры, простыни, рушники отбеливали, жлуктили с помощью «луга» — пепла, который собирали в печи.

В наших краях ещё в 1970-80 гг. деревенские женщины несли полоскать одежду на речку, когда она была близко. В солнечный день (летом, осенью, весной, случалось — и зимой, «в тридцатиградусный мороз», как вспоминали в Неглюбке) отправлялись в небольшое путешествие. Брали с собой деревянный валёк, в другой таре — ткань, одежду. Подходили к реке, на берегу которой лежала небольшая деревянная доска. На неё клали ровно сложенную рубашку или что-то другое, раз десять или больше били по ней вальком, полоскали в воде. Конечно, так делали летом: час, а может, и два, женщина стояла в воде. После этого расстилала одежду, рушники на траве, недалеко от берега, чтобы они высохли.

Тяжелое, но такое приятное занятие! Он описывается в песне «Рушники» на слова Веры Вербы, которой в библиотеке началась презентация выставок. Музыку к тексту создал Николай Петренко. Песня была в репертуаре знаменитых «Песняров»:

У суботу Янка ехаў ля ракі,
пад вярбой Алена мыла ручнікі.
«Пакажы, Алена, броды земляку:
дзе тут пераехаць на кані раку?
Адчапіся, хлопец, едзь абы-куды,
не муці мне толькі чыстае вады!..»

и т.д.

После того, как тканые вещи высохнут, хозяйка в доме начинала творить чудеса утюгом.

Деревянным утюгом особенно хорошо разглаживать льняную ткань, ещё немного влажную. В таком случае можно не беспокоиться о том, что ткань можно ненароком спалить. Такое иногда случалось, когда пользовались чугунным утюгом, на дно которого обычно сыпали берёзовые угольки. Давно замечено: сгорая, берёзовые угли почти не оставляют сажи и копоти. Берёзовые угольки перегорают довольно долго, при том — без пламени и дыма. Дерево, умирая, передавало своё тепло, своё последнее дыхание ткани, человеку.

В чугунном утюге угли размещали внутри корпуса (туловища) и закрывали крышкой. Сверху, для лучшей тяги, иногда делали трубу. Для того, чтобы угольки дольше и лучше горели, делали специальные отверстия по бокам. В их дули, чтобы снова разжечь угли, которые остыли, или размахивали утюгом из стороны в сторону. Такой утюг нагревался в течение тридцати минут, примерно столько же хранилось тепло.

Шикарно выглядят народные женские костюмы нашей местности. Особенно, если в их состав входит гофрированный андарак. Его шили из тонкого сукна или из полусукна. Ткань аккуратно складывали «в гармошку», отпаривали, кладя на него завёрнутый в рушник горячий хлеб. После этого — утюжили. Бывшая жительница Ветки, Феня Григорьевна Волчкова, 1921 г.р. (родилась в д. Покоть Чечерский район), рассказывала так: «Ой, у Марачкі быў красівы андрак! У дамашніх условіях можна было дзелаць пад прэс. Пяклі хлеб. Складывалі мацерыю — як плісіроўка… Складуць у гармоньку, засцеляць палаценца наверх. А тады — хлеб гарачы клалі на палаценца. Чатыры круглыя булкі якраз умяшчаліся на ўсю дліну. Ляжаў хлеб, пакуль не астыня. У Покаці насілі камлёты. І андракі тожа насілі. Камлёты былі чорна-красныя. Кофтачкі былі з краснага саціну… насілі іх пад напуск. Бацінкі празнічныя былі. Цэркаў да вайны у Фёдараўцы была (Ветковский район — Л.Д. Романова). Баба мая брала ў цэркаў смяротную адзежу, штоб грахі ачышчаліся. Брала ў вузялочку. Сама спавядалася, і адзежу асвячала».

Паровые угольные утюги появились в ХVII в.

В ХVIII в. в России было налажено промышленное производство утюгов. Их производили Демидовский и другие литейные заводы. Первое упоминание об угольном утюге есть в книге записей царицы Евдокии — жены Михаила Фёдоровича Романова в 1636 г.: «Генваря в 31 дня, кузнецу Иванке Трофимову 5 алтын, а он за те деньги сделал в царицыну палату утюг железный».

Есть сведения о том, что в ХIХ в. чугунный утюг стоил довольно дорого — один рубль. Его существование в семье свидетельствовало о состоятельности, богатстве хозяев. Некоторые утюги производились как настоящие произведения искусства. Их украшали: некоторые части делали в виде головы змеи, или самой змеи (наверное потому, что её шипение отождествлялось с «шипением» воды, при помощи которой определяли, хорошо ли нагрелся утюг). Есть утюги, украшенные различными завитками, геометрическим орнаментом, головой льва. Отдельные сделаны в виде дельфина, корабля.

Простые утюги делали из чугуна, более дорогие — из бронзы, которую инкрустировали серебром или медью.

Существовали утюги: чугунные наплитные (для того, чтобы разогреть, их ставили на специальную печку), духовые (в них засыпали горячие угольки), газовые, спиртовые, утюги со вставками, специальные утюги для перчаток, для манжет, для утюжки шинелей. Были утюги, сделанные специально для левшей… Множество утюгов разного вида приобретали для себя портные: без них невозможно было сшить хорошую вещь.

И хотя 6 июня 1882 г. американец Генри Сили запатентовал электрический утюг, деревянные и чугунные утюги ещё долго пользовались большим спросом у населения.

Иногда внутри корпуса чугунного утюга можно увидеть печать, на которой даются сведения: место, время его изготовления. Например: «Районный промкомбинат. Г. Минск. БССР». Производство утюгов в этом промкомбинате было налажено в течение 1946-1955 гг. Или: «Лидсельмаш» Здесь утюги производили в 1950-60 гг.. Распространены утюги с печатью, на которой указан город Касимов (Россия, Рязанская область). Здесь работал утюжно-механический завод (с середины 1950-х до середины 1960-х гг.).

В Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций в коллекции бытовых предметов находится довольно большое количество чугунных и деревянных утюгов, найденных во время научных экспедиций в деревнях Ветковского, Добрушского районов. Есть утюги с печатями, о которых велась речь выше, есть утюг с изображением головы мужчины (на задней стенке); портретное изображение Л.Н. Толстого? На выставке экспонируется утюг с трубой, который был подарен музею Леонидом Леоновичем Голофаевым, знаменитым ветковским резчиком по дереву, бывшим сотрудником музея. Когда-то утюг принадлежал брату дедушки Л.Л. Голофаева, Даниилу Трофимовичу Голофаеву (1862-1946) и его жене, Марии Трофимовне Голофаевой (1864-1965). В отдельной витрине — деревянный утюг, принадлежавший Половцевой Кулине Ивановне, которая родилась в Ветке, жила на улице Д. Ковалёва. У отца её мужа, Ивана, на улице Ковалёва, был небольшой, самодельный кирпичный завод. «Моя мама помнила о том, что всё детство глину ногами месили. Дети даже помогали и обжигали тот кирпич. Помню, весь огород был закидан кирпичами… » — вспоминает ветковчанка Любовь Семёновна Евмененко.

Каждый из утюгов — молчаливый свидетель жизни той или иной семьи и отдельного человека. Может, и к ним в переносном смысле можно адресовать слова: «Некоторые люди не слышат, что ты им говоришь, а некоторые слышат, о чём ты думаешь» (Оноре де Бальзак). Чугунные а также и деревянные утюги «выслушивали» мысли не одного поколения женщин, которые брали их в руки.

Елена Алексеевна Яськова, которая живёт в Ветке, рассказала о том, что и сегодня довольно часто пользуется скалкой, которую её мама, Татьяна Николаевна Колесник, по местной традиции, подарила на свадьбу: у каждой хозяйки должен быть свой утюг. Татьяна Николаевна, по словам дочери, больше пятидесяти лет гладит бельё только деревянной скалкой, которую, в своё время, ей подарила на свадьбе её мать, Феня Петровна Метельская (1919-1993). Она родилась и жила в деревне Митьки Мозырского района.

И хотя в настоящее время есть много тканей, не требующих особого ухода, утюг остаётся необходимым, верным и надёжным помощником человека.

Автор текста: Лариса Романова
Автор фото: Лариса Романова, Анна Кодолова

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика