Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова, благодаря напряженной и увлеченной работе его сотрудников на протяжении почти полувека, на сегодняшний день обладает уникальной коллекцией старообрядческих икон Ветковской иконописной школы. Задачей настоящего исследования стал анализ преимущественно икон музейной коллекции с привлечением нескольких примеров, находящихся в частных собраниях в виду их яркости и оригинальности. А спектр исследования ограничен художественным своеобразием и разнообразием украшений Богородичных одежд в ветковской иконе, как и частично семантическим наполнением орнамента в приложении к истории и культуре Ветки, поскольку, как пишет с своей статье, посвященной исследованию пространства русской иконы, И.А. Стерлигова, «внутренняя связь иконы с догматами, таинствами и священнодействиями православной восточной Церкви… во многом осуществляется художественными средствами»1. Ввиду богатства и неоднородности материала, мы имеем возможность только выборочно его продемонстрировать, однако постараемся показать характерные направления и важные аспекты, которые, на наш взгляд, смогли бы стать одним из критериев в идентификации ветковских икон, либо тех иконописных центров, которые находились в синергическом развитии с Веткой, и которые мы можем рассматривать как развивающиеся в одном семантическом ключе.
Как известно, стиль и комплекс одежд в иконографическом изображении усвоены и унаследованы от реально существующей в Византии, а ранее в Римской империи, с дальнейшим многообразным влиянием восточной культуры в сторону роскоши и излишеств. Одежда призвана скрыть фигуру с ее естественными пропорциями и формами под прямыми линиями силуэта, перемещая акцент на лик и личное. У женщин простого происхождения она практична, экологична и комфортна, в церковном либо светском культовом варианте в одежде намеренно подчеркивается возвышенность положения при помощи повышенной декоративности и использования украшений. Узкая прямая туника императора в Византии (парагадион) отделывалась по низу и по боковым разрезам каймой, воинский либо императорский палудаментум подбивался тканью контрастной фактуры и украшался бахромой в виде жемчужных кисточек, каймой с вышивкой и драгоценными камнями. Простые женщины носили шелковый платок - мафорий, часто украшенный каймой и бахромой по его узким сторонам, который с IX в. становится все длиннее (Дионисий. Собор Рождества Богородицы. 1490 г. Ферапонтово). С персидским влиянием появляется мантия – полукруглая ткань, покрывающая голову и скрепленная брошью, которую с XI в. носят преимущественно женщины. Девушкам и вдовам полагалась скромная и строгая одежда, оригинальность, изящество и статус в ней проявлялись при помощи украшений из золота, жемчуга и камней.
Одежды Богородицы в своем каноническом комплексе замужней женщины (при этом близкой в своей богоизбранности и ритуальной чистоте к статусу вдов и девиц) также просты и устойчивы: синяя (изумрудная в ветковской традиции) туника, вишнёвый мафорий с тремя звездами-крестами, чепец. Смысловые акценты расставляются при помощи украшений и орнамента, что безгранично углубляет понимание роли и места Богоматери в библейской истории и богословской традиции. Конечно, ветковские мастера иконописного дела прибегают прежде всего к богослужебным текстам, к указаниям подлинников, к служебным рисункам - прорисям, сами их копируют, обогащают, развивают. При помощи широкого использования золотого узора, «имитируя в чеканке и гравировке по золоту все богатство приемов светотеневой гравюры, ветковчане возвращают светотени эфемерность, развоплощают ее плоть и растворяют ее в едином золотом сиянии», как пишет об этом в своем исследовании о ветковской иконе нынешний заместитель директора Ветковского музея, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь Г. Г. Нечаева2.
Характерные для византийской ритуальной одежды золотая кайма, а для мафория женщин незнатного происхождения бахрома, встречаются уже на византийских и древнерусских иконах: Владимирская икона (первая треть XII в., Константинополь (?), Никольский храм в Толмачах в Москве при ГТГ), Агиосоритисса (Византия, X - XIV вв., Музей во Фрайзинге, Германия), Влахернитисса (XIII в., Византия, монастырь Святой Екатерины на Синае), Перивлепта (Византия, начало XIV в., Галерея икон в Охриде, Македония), Психосострия (XIV в., Сербия, Галерея икон в Охриде), Пелагонитисса («Взыграние Младенца» XIV в., монастырь Высокие Дечаны, Косово, Сербия) и многие другие. Ветковские мастера, работая с производством красок из самоцветов, имея доступ к добыче речного жемчуга из реки Сож, активно дополняя икону комплектом из окладов и киотной золоченой резьбы, любуясь тонкими изящными кружевами в интерьерах купеческих домов, не остались безучастными к творческим поискам, что и выразилось в изысканных вариантах украшений в иконописных изображениях.
Узорная кайма туники, ризы, по подолу и центральной вертикали встречается на ветковских иконах только в некоторых сюжетных иконографиях, таких как «Богоматерь Всем скорбящим радость» и «Богоматерь Умягчение злых сердец» (ил. 4; №№ 14, 28, 43, 58, 63). Кайма мафория, а также плата на голове, а в некоторых случаях, и по вороту, может сохранять свой исконный сдержанный ленточный вид (ил. 5; №№ 20, 82, 85). Но скорее в ветковской иконе она украшается по золоту:
- Насечкой диагональной, прямой, «ёлочкой» с имитацией «жемчужной» обнизью по краям и с незамысловатым чередованием по всей длине (ил. 6; №№ 19, 21, 22, 27, 35, 36, 37, 40, 41, 43, 44, 48, 49, 50, 53, 54, 57, 67, 68, 77, 86);
- Насечкой по золоту с точечным узором и с углублениями «под камни» либо геометризированный точечный узор по золоту без насечки (№№ 65, 70, 71, 72, 75, 79, 83, 87);
- Насечкой по золоту с дополнением ее имитацией синих и красных чередующихся камней с жемчужной обнизью по краям (№№ 1, 5, 18, 34, 41, 52);
- По насечке либо по золоту без насечки нанесен «цировкой», чеканкой изящный узор в виде: ромбической сетки, стилизованных цветков, листьев, ветвей акантом, завитками на одной иконе (№ 1); крестовидных стилизованных цветочков (№№ 14, 51, 75); со стилизованными веточками (№ 55), с сеточкой и зубчатым с кругляшами узором (ил. 56), с центрированным цветком-розеткой (№ 70) (ил. 9). Таким способом - процарапыванием по золоту растительных узоров, по мнению ряда исследователей, достигается эффект представления молящемуся святого, находящегося на грани двух миров: земного и райского, реальности и эфемерности, когда грань стирается и исчезает отчужденность между святым и мирским, святой становится своим, а значит, Бог достижим для человека через святого в этой близости.
- Росписью твореным золотом в виде связанных завитков «волной» и трилистников, волют, отдельных стилизованных цветочков с имитацией ограненных камней (№№ 79, 81, 85);
- Имитацией чередующихся красных и синих камней с жемчужной обнизью по золотой кайме или имитирующей золото (№№ 2, 3, 4, 5, 8, 17, 24, 39, 42, 45, 58, 63);
- Жемчужной обнизью белой краской в виде геометрических повторяющихся простых композиций, дополняющих кайму, которые могут восприниматься в качестве примитивного кружева (ил. 12; №№ 2, 6, 9, 13, 16, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 35, 40, 43, 44, 46, 47, 48, 53, 54, 62, 64, 66);
- Жемчужной обнизью белым в виде геометрических повторяющихся простых композиций по кайме, золотой или имитирующей золото (№№ 7, 12, 69, 78);
- Жемчужной обнизью в виде геометрических повторяющихся простых композиций без самой каймы, вместо нее (№№ 30, 31, 38, 47, 48, 62);
- Встречается вариант - две отдельные каймы, одна из которых с прописанной белым жемчужной обнизью простого геометрического узора (№№ 10, 11, 74).
Как мы могли убедиться, чеканный орнамент был широко востребован ветковскими мастерами иконописного дела. О самой традиции украшения икон чеканным орнаментом А.С. Преображенский пишет, что она «наибольшее распространение и развитие получила в Новгороде, откуда благодаря традиционным культурным связям и миграционным процессам была заимствована иконописцами, работавшими на Русском Севере, в Пскове и среднерусских городах… Чеканная декорация новгородских икон, по-видимому, появилась под воздействием западной художественной традиции… произведения западноевропейской (прежде всего, итальянской и немецкой) живописи XIII–XV вв. с обильной чеканной декорацией одежд, нимбов, фонов и полей, а также поздне- и особенно поствизантийские иконы, в которых очень часто встречаются разные способы обработки золоченого левкаса, явно появившиеся под влиянием западных произведений»3. Ветка, вступающая в эпоху своего расцвета на землях ВКЛ, как известно, окружала себя многочисленными слободами, основанными выходцами из Владимира, Орла, Новгорода, Пскова, Калуги, Ярославля и др., с собою принесших секреты известного им мастерства.
В качестве бахромы, украшающей мафорий Богоматери, в ветковской иконе наблюдаем несколько устойчивых вариантов, тонко прописанных белой краской:
- Чередующихся волнистых и прямых линий (подобие лучам в славах – мандорлах Богородицы) (№№ 44, 64, 69);
- Прямых и волнистых линий, заканчивающихся кистями (ил.17; №№ 13, 21, 22, 28, 29, 35, 40);
- Волнистых, точечных жемчужных пунктиром и прямых линий (№№ 2, 6, 11, 15, 54);
- Волнистых с кистями и «елочкой» либо пушистой «веточкой» (№№ 18, 59, 78);
- В отдельную группу выделим наборные изящные сложносоставные композиции с геометрическими знаками: стилизованными ромбами и крестами, а также изящными завитками в виде ветвей, пальметт, трезубцев-лилий (№№ 8, 10, 42, 60, 61, 65, 72, 74, 76, 77, 81), простые наборные линии с нанизанными бусинами (№ 73); чередующиеся прямые, волнистые и наборные в виде бусин и вытянутых деталей, заполненных сеткой (сверху короткая бахрома сосульками) (№ 20).
Следующей декоративной деталью в ветковской иконе, подчеркивающей многоярусность и объемность при легкости и изысканности украшений на одеждах Богоматери, стали кружева, прописанные белой краской, по кайме мафория, плата, ворота. И здесь мы смогли выделить условно несколько типов:
1. Волнообразное кружево, состоящее из пальметт, между которыми повторяются стилизованные трилистники, переходящие в стилизованные ромбы, одинаковое по всем краям одежд Богородицы (ил. 21; №№ 1, 3, 5, 7, 8, 34, 35, 36, 37, 45, 50, 52, 56, 60, 65, 67, 70, 72, 75, 77, 78, 79, 81, 85, 87, 88), это наиболее распространенный способ украшения в ветковской традиции;
2. Простое кружево полосой с сетчатым переплетением (№№ 16, 18, 32, 61, 85); в виде сетчатых ромбов (№ 71), в виде каймы с растительным завитком (№ 12);
3. Совмещение разных видов кружев в одной одежде с набором стилизованного геометрического орнамента - пальметт, волют, ромбов, крестов (№№ 8, 35, 41, 65, 75, 76, 85).
Наличие настолько разных и причудливых вариантов в украшениях одежд Богородицы: несколько видов каймы, кружева, бахрома – понуждают соотнести такую художественную особенность с другими видами местного творчества, составляющими целостную культуру Ветку, начиная с XVIII в. Как об этом пишет Г.Г. Нечаева, «ветковская икона наследовала древнюю художественную систему, сохраняя черты и приемы мышления и техники последней вплоть до XX в. Однако едва ли не большим значением Ветки нам кажется то, что здесь сумели в краткий срок жизни нескольких поколений мастеров создать живое образное единство своей культуры, которое проносилось по путям исторических движений и расселения ветковчан в XVIII - XIX вв.»4. Такая цельность стала реально осуществимой на Ветке еще и потому, что мастер и заказчик принадлежали к единому социальному коллективу. Исследование кандидата искусствоведения Е.Р. Маликова «Традыцыі разьбянога дэкору ў народнай архітэктуры паўднёва-ўсходняй Беларусі канца XIX – першай паловы XX ст.»5 представляет в том числе и богатый иллюстрационный материал по традиционному резному декоративному оформлению дома в местах расселения старообрядцев. Богатая коллекция фотографий архитектурного декора собрана научным сотрудником музея А.В. Скиданом (ил. 24). Заметно, что резные кружева - подзор – наверху наличников окон над «лобовой доской» и под «короной» наличника аналогичны кружевам по кайме Богородичных одежд (по мафорию, по вороту, по плату) и подтверждают мысль о целостности мировоззрения и плотности общения местных мастеров разных направлений, в данном случае резчиков и иконописцев, отчего и названия этих двух профессий в живом бытовании могли замещать друг друга. Из устного свидетельства потомков П.И. Костылева (1867-1924) - местного резчика, киотных дел мастера - узнаем о том, что он писал иконы, а сохранившаяся часть собственноручной его надписи с прориси для резьбы сообщает о видах работ, которыми он славился: «я могу…. работа как-то иконостасною, молярною работы исполняю, и по самым доступным… адрес радуль черниговской улица Домановка Петру Ивановичу Костылеву…» (ил. 25). Этнограф Е.Р. Романов (1855-1922) в своем очерке из журнала «Могилевская старина» за 1900-1901 гг. приводит надпись на резном кресле: «В круг второй правой колонны надпись: «Сей стул Герасима Кирилова Сушина, мулира Косецкаго (слобода Косецкая вблизи Ветки). Написан 1769 году месяца июня 3 дня?»6 Г.Г. Нечаева, основываясь на живом общении с мастерами Ветки и их потомками, утверждает, что «век последних мастеров кончается в 1950-1960-е гг., но это уже единицы. Жизнь большего числа последнего поколения иконописцев обрывается в 1930-е. Если кто и остался, то называют себя чаще малярами, так и детям завещают - в страхе навлечь на них преследование за отцовское мастерство»7. А еще Г.Г. Нечаева вспоминает: «Последние живые рисунки такого стиля, с подробностью строительных деталей в домах и с разделкой шерсти и грив – у тяжеловатых и очень «говорящих» лошадей – делал мой дед, ветковский плотник, когда учил меня рисовать в раннем детстве»8. Заметно, что именно на входах в дом (воротах, окнах, дверях) местная культура накапливает большее количество красоты. И это неслучайно. «С приходом на Московскую Русь во второй половине XVII в. барочной эстетической теории мы вновь сталкиваемся с той новой, стилизованной и концентрированной красотой, языком которой художник говорит о смыслах христианской веры. С этого момента оконная рама получает повышенное внимание. Будучи одной из важнейших форм ренессансного иллюзионистского искусства, она играет особую роль в понимании границы видимого и невидимого», - пишет О.Ю. Тарасов в книге «Рама и образ». И далее здесь же: «Есть основания осторожно допустить, что появление коруны на оконных наличниках второй половины XVII в. было связано с усилением культа Богоматери… Известно, что по текстам Библии, толкованиям и молитвам стена храма и окно сливались с самим Христом и Богоматерью. Средневековью была известна в основном христологическая символика окна. Но в эпоху Ренессанса и барокко эта символика все чаще затрагивает тему Богоматери, хотя знала ее раньше. Уже с XV в. западное искусство знает Богоматерь как «fenestra crystallina» или «fenestra coeli», «кристально чистое окно» или «окно небесное»9. Действительно, литургические тексты отчетливо подтверждают эту мысль: «Храм и дверь, дворец и престол Царя, – Ты, Дева досточтимая; чрез Тебя Искупитель мой, Христос Господь, явился спящим во тьме, как Солнце правды…» (стихира на стиховне воскресная гл. 5); «Радуйся, дверь Господня непроходимая! Радуйся, стена и покров прибегающим к Тебе! Радуйся, тихая пристань и Дева брака не познавшая, родившая по плоти Творца Твоего и Бога!» (тропарь воскресный гл. 5); «Сын Твой, на престоле владычнем восседая, Тебя, златыми каймами – Божественными добродетелями – ярко сияющую, поставил по правую руку от Себя…» (канон Пресвятой Богородице, песнь 9, гл. 5); «Радуйся, одушевленный храм Божий и врата непроходимые! Радуйся, неопаляемый и огневидный престол! Радуйся, Матерь Эммануила, – Христа Бога нашего!» (на литургии, блаженны, Богородичен, гл. 5); «Храмом и престолом Божиим явилась Ты, куда вселился Пребывающий в вышних, рожденный без мужа Всечистая, и совсем не отверзший плоти Твоей врат» (канон недели, Богородичен, песнь 9, гл.3); «Храмом Божиим и ковчегом, и чертогом одушевленным, и дверью небесной мы, верные, Тебя, Богородица, провозглашаем» (канон недели, песнь 6 гл.8).
И безусловно, невозможно обойти вниманием сами богато украшенные ткани одежд Богородицы. Пестрое многообразие с несколькими техниками исполнения все же позволяет и здесь провести некоторую систематизацию. Как и византийский палудаментум, мафорий Богоматери в ветковской иконе подбит контрастной тканью, часто разных цветов с выделяющимся ярким узором. Подобным орнаментом мог быть украшен плат и туника. Наиболее частым мотивом, украшающим ткани подклада, являлись стилизованные цветы, выполненные твореным золотом (или желтым цветом под золото):
- Розочки-«лапки» (№№ 6, 21, 53), веточки с листочками (№№ 15, 64), розочки-бабочки (ил. 27; №№ 31, 35, 38, 43, 67, 89, 90, 91), разного вида кругляши как цветочные мотивы (№№ 10, 13, 16, 18, 19, 21, 22, 29, 55, 56, 93), стилизованные розовые букеты (№№ 1, 24, 55, 65, 81);
- Геометризированные простые узоры отдельно либо как вставки между цветочными букетами в виде трех рисочек (№ 64) (неслучайно, в написании поземов на ветковских иконах часто видим камушки, сложенные по три), четырехточечных крестов-ромбов (№№ 20, 24, 48);
- Трельяжная сетка по исподу (№№ 47, 59, 62, 68), с вписанными в соты звездочками (№№ 28, 34, 69, 94), с отдельными кругляшами (№№ 42, 96, 97), розочками-«лапками» (№ 95), розочками-«бабочками» (№ 66), с ромбами-крестами из четырех точек (№ 79), с чередующимися звездами и кругляшами (№ 75); (ил. 32). Здесь обнаруживается значительное сходство с сетчатым узором с кринами или пальметтами, который в произведениях византийского искусства часто заполняет поверхность священных тканей (в том числе — плата с Нерукотворным образом), других сакральных объектов или самых разнообразных композиций (например, заставок в рукописях), знаменующих собой явление миру Царства Небесного.
Определенные иконографические изображения Богоматери отличает в ветковской традиции наличие плата на ее голове. На плате чаще всего украшения в виде чеканных по золоту букетов с веточками и листиками (ил. 35; №№ 5, 25, 31, 35, 98), в виде розочек-лапок (№ 80), либо прописанные творенным золотом с разнообразием видов цветов и вариантами их размещения на ветвях (№ 42, 47, 49, 55, 75, 81, 85), прописанные золотом цветы-бабочки (№№ 48, 82), «мохнатые» завитки-запятые с рисочками (№ 39). а также процарапанные по золоту цветочные букетики в виде смыкающихся двух завитков (№№ 44, 54, 99),
На тунике, иногда выступающей из-под мафория Богоматери, украшения большей частью прописанные твореным золотом или желтым цветом под золото (ил. 41). В качестве орнаментальных элементов: звездочки (№№ 39, 53, 55, 81), розы-бабочки (№№ 43, 100), пышные букеты из роз с листиками и веточками (№№ 1, 14, 64, 97, 101), один и три кругляша как стилизация цветка (№№ 28, 44, 92, 94, 102, 103), стилизованные цветочки желтым цветом под золото (№ 17). Встречается и чеканка по золоту звездочками (№ 16) либо цветочными мотивами (№№ 80, 99). Г.Г. Нечаева пишет с своем исследовании: «Золотосветлый сад незрим для обычного глаза. Но чеканные по золотому фону растительные узоры – это явленные внутреннему оку райские ветви и цветы»10.
Безусловно, «художественное своеобразие местного искусства, возможно, не достигло того единства, которое мы называем стилем, по краткости и бурности времени, когда складывались его начальные и наиболее активные черты, по чрезвычайному разнообразию вошедших в него духовных сил и художественных традиций, по разрушительности ударов, наносимых накопленному фонду – сожжениями, выгонками и т.д. [добавим: большевистскими и советскими антирелигиозными репрессиями] – неких общих черт, кажется, вообще возникнуть не могло»11. И все же ветковская культура стала ярким удостоверением того, что реабилитация «человека земного», по словам поэта, переводчика, этнографа и филолога О.А. Седаковой, происходит, когда возрождению подлежит «человек небесный», и что с малого, слабого, беззащитного меньшинства может начаться широкое и эпохальное движение. Меняется восприятие священного образа во времени, обретаются новые способы выражения красоты горнего мира, его утверждения. Орнамент большей частью сочетается с золочением, и тем самым становится не только доказательством существования небесной красоты, но и причастности к этой реальности и к Самому Богу человека, проявлением его особенных божественных свойств и качеств. «В то же время, - пишет А.С. Преображенский, - фактура такого орнамента обладает осязаемостью, достаточной для создания или усиления эффекта присутствия образа в мире физических ощущений, доступных молящемуся. Если так, то случаи систематического обращения к подобного рода приемам можно расценивать как признак заинтересованности определенных культур и эпох в более тесном, чем обычно, контакте между человеком и иконой. Похоже, что эта заинтересованность была тем большей, чем дальше тот или иной регион отстоял от Константинополя и других важнейших центров византийской культуры»12. Географическая удаленность Ветки от общепризнанных святынь, дает ей право и повод самой вырабатывать и визуализировать святость, применяя уже устойчивые наработки новгородской, среднерусской, западноевропейской культур, а нахождение на землях ВКЛ, которые «входили в орбиту византийской культуры, но при этом непосредственно граничили с Западом и были предрасположены к усвоению элементов его культуры»13 - претендовать на центральное сакральное положение в старообрядческом мире.
Так выражался «художественный процесс жизни местных насельников, которые по-прежнему космологически не желали делить материальное и духовное, представляя их частями единого и целого мира, в том числе и на иконах»14. Этнограф Абрамов И.С. в 1907 г. на Ветке обнаружил, что женщины ходят в кокошниках «с сеткой жемчуга, спускавшейся на глаза»15. В экспедиции сотрудникам музея сообщают о том, что «бисер продавали в лавках, недорогим был. Шили речным жемчугом, камни были»16. Ветковские мастера легко сочетают и растительный и геометрический орнамент одновременно, разной степени профессионализма и совершенства, простоты и сложности, между тем обнаруживая генетическую связь между собой в границах единого культурного направления и близость в своей вариативности. Ветковская иконопись, окончательно оформившись на землях ВКЛ с существующими соответствующими условиями для синтеза разных традиций, является подтверждением активного взаимодействия разных центров между собой. Сам орнамент становится важным аспектом и выражает и эпоху, и среду, в которой рождается традиция, при этом отмечает собою особенные сакрально-значимые зоны, подчеркивая художественными средствами основополагающую мысль устроителей Ветки о райском месте, где в особой гармонии и радости сосуществует все земное, приближая человека к небесному.
Ссылки:
- Стерлигова И.А. Икона как храм: пространство моленного образа в Византии и Древней Руси. С.613 //Режим доступа: http://hierotopy.ru/contents/CreationOfSacralSpaces_26_Sterligova_IconAsATemple_2006_RusEng.pdf Дата обращения 01.08.2022.
- Нечаева Г.Г. Ветковская икона. Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2002. - 269 с. С.150
- Преображенский А.С. Чеканный орнаментальный декор новгородских икон XV в. // Путем орнамента: Исследования по искусству Византийского мира: Сборник статей / Сост. и отв. ред. А.Л. Саминский. – М.: МАКС Пресс, 2013. – 240 с. С. 99, 101 Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/Punched_Ornamental_Decoration_of_the_15t%20(2).pdf Дата обращения: 2.08.2022
- Нечаева Г.Г. Ветковская икона. С.52
- Малікаў Я.Р. Традыцыі разьбянога дэкору ў народнай архітэктуры паўднёва-ўсходняй Беларусі канца XIX – першай паловы XX ст. Мн.: Беларуская навука, 2016. – 239 с.
- Оригинальный памятник старины Е. Романова //Могилевская старина. Сборник статей «Могилевских губернских ведомостей» /Под ред Е.Р. Романова Могилев губернский, 1901. Вып. 2. С. 1
- Нечаева Г.Г. Ветковская икона. С.171
- Там же. С.63
- Тарасов О.Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: Прогресс-традиция. 2007. – 447с. С. 143, 145
- Нечаева Г.Г. Ветковская икона. С.67
- Нечаева Г.Г. Ветковская икона. С. 54
- Преображенский А.С. Чеканный орнаментальный декор новгородских икон XV в. С. 98
- Там же. С.115
- Нечаева Г.Г. Ветковская икона. С.63
- Абрамов И.С. Старообрядцы на Ветке. Этнографический очерк //Живая старина. 1907. Вып. 3. С.123
- Экспедиционные материалы Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. Т. 49, л. 17
Список иллюстраций:
1. Узорная кайма на ризе Богоматери в иконографиях «Всем скорбящим радость» и «Умягчение злых сердец».
2. Ленточная кайма на мафории по вороту и по плату Богоматери.
3. Жемчужная обнизь по кайме сусальным золотом с насечкой.
4. Чеканный растительный и геометризированный узор по кайме и вороту.
5. Жемчужная обнизь по кайме и в качестве дополнительной каймы, чаще троеточием.
6. Бахрома в виде чередующихся прямых и волнистых линий с кистями.
7. Кружева – пальметты.
8. Архитектурный резной декор юго-востока Беларуси.
9. Фрагменты чертежа и надписи резчика П.И. Костылева.
10. Орнаментика подклада мафория Богоматери.
11. Трельяжная сетка с дополнениями на подкладе мафория.
12. Чеканный по золоту орнамент на плате Богородицы.
13. Орнаментика ризы (туники) Богоматери.
Афанасьева Ольга Васильевна,
Ведущий научный сотрудник Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова
Из материалов конференции "Иконопись и народные промыслы: их связь и взаимное влияние" , г. Ростов, РФ, 2022 г.