Аннотация: Текст представляет собой попытку анализа одной из иконографий Ветковской иконописной традиции с точки зрения связи иконы с существующим зафиксированным укладом жизни старообрядцев беглопоповцев-ветковцев. Рассматривается ряд характерных для Ветковской традиции иконографических черт данного сюжета, что может стать полезным для аннотации конкретных икон и определения их принадлежности к одной из иконописных школ.
Ключевые слова: икона, традиция, Ветка, старообрядцы-беглопоповцы, Отечество, Святая Троица, ангелы и архангелы.
Тринитарный и христологический догматы составляют основу христианской веры, как и экклезиологический и антропологический, окончательно не изложенные на протяжении более двух тысяч лет. Первые из названных определены большей частью апофатически и в истории Церкви вызывали многочисленные непонимания, разделения, подробное осмысление и различные трактования. Иконопись также стремится к выражению откровения о Святой Троице, соединяя апофатический и катафатический способы изложения, при этом сталкиваясь с определенными сложностями. Икона «Триипостасное божество», «Отечество», утверждает равночестность лиц Триипостасного Бога. Афанасий Велкий, епископ Александрийский (293-373 гг.), именно так понимал слова «сиди одесную Меня». Опровергая ересь ариан, которые считали Слово Божье, Премудрость Божью сотворенной и тем самым разрушали представление о единстве трех лиц Божественной Троицы, он пишет: «Слово есть Сын и Премудрость и сияние и Образ Отца... Ибо в царстве Отца царствующий Сын на одном престоле восседает со Отцом, и созерцаемое в Божестве Отца Слово есть Бог, и кто видит Сына, тот видит Отца (Ин 14:9); а таким образом, един есть Бог»[1; с.60-61]. Ни одна из ипостасей Святой Троицы не мыслится без остальных двух. Прп. Ефрем Сирин, толкуя слова «и Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2), пишет: «Ибо Отец изрек, Сын сотворил; подобало и Духу привнести свое дело. И сие явил Он ношением, явственно показав тем, что все приведено в бытие и совершено Троицею» [5; с. 214].
Фронтальное изображение двух фигур, когда у старца в руке сфера, у Христа – евангелие или крест, получило наименование «Сопрестолие». Иконографический вариант с изображением склоненных друг к другу фигур получил название «Предвечный совет». Наиболее древним считается вариант «Отечество», где изображены сидящий на престоле старец и у него на коленях, в лоне, Христос, держащий медальон или сферу с вылетающим из нее голубем (фреска из храма Панагии Кубелидики, Кастория, около 1260-1280 гг., ил. 1; икона XIV в. Благовещение из Антониева монастыря в Новгороде, Новгородский художественный музей). В романском искусстве Западной Европы известны подобные изображения, например, в Утрехтской Псалтири Х в. Встречались они и в Византии, в основном в прикладном искусстве или в рукописях: миниатюра из Нового Завета XII в, хранящаяся в Венской национальной библиотеке.
Л.А. Успенских утверждает, что «появление изображений «Отечества как в Византии и на Балканах, так и в России часто связывается в науке с распространениес антитринитарных ересей. Борьба с ними вызывает «на помощь обличительной противоеретической литературе» поиски новых сюжетов в доказательство троичного догмата .... Довольно редкая в Византии и на Балканах, эта тема [иконографеческая тема «Отечество»] получает особое распространение в России. Появившись здесь в конце XIV-XV в... особенно распространяется в XVI-XVII вв.» [11; с. 337]. Общепризнанным становится, «что первые изображения «Отчества» на Руси появились, как и ереси, именно на периферии, в местах наиболее тесного контакта с Западом, а именно в Новгородской области, а позже и в Москве» [11; с. 341].
Ветковские старообрядческие общины на землях ВКЛ активно пополнялись выходцами из Москвы, Калуги, Новгорода, Ярославля и других иконописных центров в XVII-XVIII вв. В XVIII-XIX вв. убежденность старообрядцев-ветковсцев, имевших устоявшийся богослужебный храмовый культ, практически трехчинную каноническую церковную иерархию, сложившуюся иконописну традицию, в обладании исключительной благодатью и полной истины и в тесном взаимодействии с западной культурой понуждала их ставить перед собой сложные богословские вопросы, в том числе и в иконописе.
Такие богословские поиски стимулировало, в том числе, и состояние официального богословия иконы, официальные запреты тех или иных сюжетов. Стоглавый Собор в Москве 1551г. определил 43-м правилом принципиальную неизобразимость Божества, ссылаясь на авторитет св. Иоанна Дамаскина. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. в 43-й главе «О иконописцах и Саваофе» утверждает: «Отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых к неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении», «Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа и единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть». Реакцией на распространение «иконоборческой ереси» Димитрия Тверитинова и «народных суеверий» стали и следующие указы Синода от 6 апреля и 21 мая 1772 г. [9; с. 163-164, с. 293-295].Однако эти решения мало влияли на практику употребления и распространения таких изображений.
Запреты Синода, как правило, сопровождались многочисленными конфискациями и уничтожением старообрядческих икон, что вносило в почитание образа особенный смысл невинного страдания, поругания и стремления защитить и уберечь. При этом Л.А. Успенский утверждает, что «именно в XVII в. из русского синодика Торжества Православия исчезает все вероучебное содержание образа» [10; c. 303]. Снижение уровня официального богословия иконы понятным образом отразилось на преобладании «простой народной веры», где икона всегда занимала сакральное место. Сюжеты и темы, безусловно, упрощались и схематизировались, они подробным образом трактовались доступными средствами. В старообрядческой среде складывается своё народное богословие иконы, в котором фольклор, сведения, почерпнутые из апокрифов и духовных стихов, церковных преданий, сочетаются со Священным Писанием и идеями святых отцов. Старообрядцы-ветковцы в XVIII-XIX в. заказывают «Отечество» часто, о чем свидетельствует большое количество сохранившихся икон этого сюжета; сотрудниками музея во время проведения этнографических экспедиций зафиксировано более 40 икон в разных населенных пунктах. «Вполне естественно, - пишет об этом исследователь Ветковской иконы Г.Г. Нечаева, - что в фольклорной культуре, весьма сильной в ветковском универсуме, символизм насыщается магическими чертами» [4; с. 91]. Ветковская икона становится отражением того, как вероучение соединяется с практикой жизни в старообрядческих общинах.
Свой иконографический вариант «Отечества» ветковцы подписывали «Образ Триипостасного Божества Отца и Сына и Святаго Духа». Чаще всего, это прямосидящие Отец и Сын в развитой иконографии со стабильными иконографическими деталями и предстоящими святыми, среди которых ростовые фигуры Богоматери и Иоанна Предтечи в коронах, как Христос и Бог Саваоф (ил. 2, 3), или без корон (ил. 4), с просительными свитками; архангелы поименно с конкретными атрибутами и сопровождающие их ангелы. Христос и Бог Саваоф заключены в круглое свечение из синих серафимов и огненных херувимов, престол их образуют кучевые облака и крылья херувима, подножие – летящие с крылышками колеса – ангельские чины, между двумя лицами Троицы - держава с вписанным образом земного мира-природы, увенчанная крестом-распятием. В руках у обоих может быть по скипетру, у Христа - евангелие, у Бога Отца – свиток, Христос может держать тонкий мученический посох с крестом-распятием сверху, либо у обоих пальцы свободных рук сложены в благословляющем жесте. С XVI в. у Бога Отца пишется восьмиконечный нимб и надпись «Саваоф», вместо древней «Отец» или «Ветхий Днеми» [6; с. 278-279]. По четырем углам следующего расширенного облачного сегмента – символы евангелистов, и в яйцеобразном картуше, часто процветшем, текст молитвы. Толковательным текстам отводится, как правило, место по всем четырем полям иконы. Поэтому в одной иконе предстоящие свт. Харлампий и Киприан, свт. Никифор и прп. Анна, которые обычно помещаются на полях, надписаны над символами евангелистов рядом с херувимами и ангелами (ил. 5). Из предстоящих архангелов по обрамлению центрального свечения обязательно изображаются:
- по центру сверху Селафиил в сопровождении двух ангелов, с надписанием по полю рядом: «Святой архангел Сальфиил посылается от Господа к молящимся человекам Богу со умилением» (упоминается в тексте неканонической книги Ветхого Завета 3 Езд 5:16-18: «И было, во вторую ночь пришел ко мне Салафиил, вождь народа, и спросил меня: где ты был, и отчего лице твое так печально? Разве не знаешь, что тебе вверен Израиль в стране преселения его? Итак встань и вкуси хлеба, и не оставляй нас, как пастырь своего стада, в руках лукавых волков»). На одной из ветковских икон (ил. 4) несколько примитивного упрощенного письма видим архангела Селафиила в центре с поднятыми вверх руками держащими ленту с надписанием цитаты из псалма 109:1: «Рече Господь Господеви моему седи одесную Мене доньдеже положу враги твое подножию», эта же надпись повторяется по синему обрамлению славы Святой Троицы с синим серафимом в центре.
- справа ниже архангел Егудиил в сопровождении ангела с короной в руке и с надписью по полю: «Святый архангел Егудиил мзду воздает за труд хранения Божиих заповедей» (имя этого архангела в текстах Священного Писания не встречается, известно из книги «Об откровениях и пророках» католического монаха Амадея Португальского XV в., почитание архангела перенесено св. Димитрием Ростовским в конце XVII в. в текстах «Жития святых»;
- ниже справа рядом с Богородицей архангел Рафаил держит за руку отрока Товию с рыбой в руке; в другой руке архангела ларец, рядом по полю надпись: «Святый архангел Рафаил в пути от бед защитивый и отца его слепоту очей исцели помазанием рыбныя желчи в Тигре реце ятша» (Тов 11: 1-14);
-еще ниже справа ангел-хранитель ведет за руку душу праведную: «Святый ангел хранитель приводит душу праведную на поклонение ко Господу и повеле Господь показати ей селение святых на утешение ея и посаждают ю в месте светле противу добрых дел ея да втораго пришествия своего»;
- рядом с ангелом-хранителем архангел Михаил с мечом в правой руке и зеркалом в левой руке с вписанной аббревиатурой «IC» (либо «IC ХС»): «Святый архангел Михаил повелением Божиим низверже во ад падшую денницу и силу его попра и во тму преложи» (Дан 10: 13, 21; 12:1; Нав 5:13-15; Иуд 1:9; Откр 12:7-9);
- с другой левой стороны от Святой Троицы внизу мы видим архангела Гавриила с аналогичным зеркалом с буквами «ХС», сферу с монограммой Христа, в правой руке и с зажженным светильником, фонарем со свечой в левой в знак его особенного призвания приоткрывать людям Божии тайны (на других иконах в левой руке он держит ларец с фигурным навершием, что понуждает вспомнить о целебном служении этого архангела); надпись на поле гласит: «Святый архангел Гавриил Божии тайны сокровенныя открывый во Благовещение Пресвятыя Богородицы и воплощение от нея Бога Слова сказует» (Лк 10:19-26; в книге пророка Даниила архангел предвещает великие и спасительные предзнаменования для всего народа Божия – Дан 8:16; 9:21);
- рядом с архангелом Гавриилом еще один ангел-хранитель, положивший свои руки на плечи души грешной с соответствующей надписью: «Святый ангел хранитель приводит душу грешную к Господу на поклонение и повелевает Господь показати ей жилищи святых на более оскорбление каковых благих отлишается и приемлет ответ страшный противу дел своих злых и посаждают ю вместе темне да втораго пришествия своего». Это яркий пример нарративного назначения иконы в народной религиозной культуре.
- чуть выше с левой стороны рядом с благовествующим Иоанном Предтечей архангел Уриил («пламень Господа, свет Божий, огонь Божий, просветитель») с мечом и огненным сегментом в руках, упоминается в текстах неканонической книги 3Езд 4:1; 5:20; 10:28. Имеет власть над небесными светилами, а согласно преданию, поставлен охранять врата Рая после изгнания из него Адама и Евы. В апокрифической книге Еноха 4:20 он описывается как ангел колебаний и повелитель грома. А на ветковской иконе имеет надписание: «Святый Уриил явися пророку Ездре повелевый извесети з огня тягость и ветра дыхание измерети»;
- в верхнем ряду слева от Святой Троицы в сопровождении Господнего ангела изображен архангел Варахиил с пышным цветком в распростертой белой тканью в руках; надпись на поле сообщает: «Святый Варахиил благословением Божиим благослови утробу Саррину дарова ей сына родити Исаака» (упоминается в книге Еноха 14:17; известен из книги монаха-католика Амадея Португальского «Об откровениях и пророках», распространение в православной среде получил, благодаря сочинениям Димитрия Ростовского в конце XVII в.). Варахиил – ангел благословения; в молитве к нему читаем: «…испроси у Господа Бога милосердия и благословения на домы наша, да благословит Господь Бог и нас от Сиона и от Горы Святыя Своея и умножит изобилие плодов земных и подаст нам здравие и спасение и во всем благое поспешение, на врагов победу и одоление…».
Украшенный картуш внизу всей композиции иконы содержит текст молитвы: «Отца безначальна и Сын собезначальна и Дух соприсносущн и божественен Едино херувим дерзающе глаголем Свят, Свят, Свят Святы Боже заступлением безплотных Твоих помилуй нас». Тест молитвы, как и тексты всех остальных надписаний, полностью совпадают с приведенными в иконописном Подлиннике-конволюте [8; с.257-258], хранящемся в фондах Гомельского музея Дворцово-паркового ансамбля.
Встречаем изображение Отечества, но уже в кратком варианте без предстоящих Иоанна Крестителя, Богородицы, без архангелов, в верхнем облачном сегменте по центру на многочисленных сюжетных иконографиях ветковской традиции, где чаще всего Христос и Бог Отец развернуты друг к другу – вариант «Превечного совета»: «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (ил. 6); «Собор архангела Михаила» (ил. 7, 8); «Собор святого славного пророка Иоанна Предтечи» (Ангел пустыни с житийными сюжетами, ил. 9). Это может быть отдельная часть многочастной иконы, чаще с размещением ее по центру или в верхнем ряду, как на иконе-мощевике из частного собрания, «Отечество» с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей, ангелами и молитвой в картуше по центру (ил. 10). Однако и целиком икона «Отечество» может представлять Христа и Бога Отца в развороте друг ко другу, как вариант без архангелов, так и в традиционном ветковском расширенном варианте со всеми участниками, описанными выше (ил. 11, 12). Христос чаще в кратком варианте изображается в канонических простых одеждах, однако и в развернутом варианте «Отечества» может изображаться как в архиерейских одеждах, так и без них.
Отдельного внимания заслуживает вариант изображения Святой Троицы как «Из чрева прежде денницы родих тя» (ил. 13), где Христос изображен в образе Спаса Эммануила со свитком в руках или без него, варианта «Отечества», «Святой Троицы», где действующие лица помещены в наложенные друг на друга славы, одна из которых - ромб с символами евангелистов, и дополнены сосредоточием ангельских фигур. Это может быть отдельная икона ветковской школы, или помещение той же композиции в верхний центральный облачный сегмент, как на ветковской иконе «Образ святаго архистратига Михаила и прочих небесных сил» (ил. 14). Сохранилась прорись, имеющая такое же наименование, с пометками мастера по цветовой росписи и подписью «Сей рисунок Ефима Булыгина» (работал в Ветке и в п. Злынка в начале XIX в., 1825 г., ил. 15). Ветковские мастера творят дальше, и мы встречаем икону с надписанием «Образ Трех испостаснаго Божества» с ростовым изображением Бога Саваофа и Христа (нимбы их имеют характерный зубчатый узор, ил. 16), возложившими свои руки на сферу с распятием, которая покоится на огненном херувиме, с облачным поземием в развороте друг ко другу и, вообще, без предстоящих и ангельских чинов. ил.
Архиепископ Могилевский Анатолий (Мартыновский) говорит об иконописи как об эффективном орудии Церкви, которое становится для людей простого сословия «как бы иероглифическим Катехизисом», и в этом видит основополагающие в иконописании дидактические задачи и функции [12; с. 72]. При этом икона продолжает исполнять свое предназначение только в связи с человеком. «Мир чреват образами, которые актуализируются только через человека, ибо только он их видит, отражает в себе и имеет способность их творить…человек – существо, зрящее образы и их творящее… Человек активно участвует в «иконизации бытия» и поэтому сам может быть назван «всеиконой мира» [3; с.57]. Человечность иконы Ветковской иконописной традиции в исполнении ею своей дидактической роли, своего призвания связуемости с миром небесным, с первообразом, умиляет и удивляет нас при встрече даже с разработкой такой сложной богословской темы, какой является образ “Триипостасного божества”, “Отечества”.
Литература и источники:
- Афанасий Великий, свт.Послание на ариан слово первое //Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, архиепископа Александрийского. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра собственная типография, 1902. Ч. 2. – 494 с. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/Poslanie_na_Arian_slovo_pervoe/ Дата обращения: 4.08.2022
- Библия. М.: Российское библейское общество. 2017. – 1328 с.
- Булгаков С., прот. Икона и иконопочитание. Догматический очерк. М.: Русский путь. Крутицкое Патриаршее Подворье., 1996. – 169с.
- Голоса ушедших деревень/ Нечаева Г.Г. [и др.]; под. общ. ред. Г. Г. Нечаевой. Мн.: Беларуская навука, 2008. - 342 с.
- Ефрем Сирин, св.Толкование на книгу Бытия //Творения. В 8 т. Т. 6. М.: Отчий дом. 1995. – 481 с. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/ Дата обращения: 4.08.2022
- Кондаков Н. П. Русская икона. В 4 т. Т. IV. Текст. Часть 2. М.: Культурно-просветительский фонд народного артиста Сергея Столярова. 2004. – 417с.
- Нечаева Г.Г. Ветковская икона. Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2002. - 269 с.
- Подлинник. Конволют. Конца XVII – начала XIX вв. Фонды Гомельского музея Дворцово-паркового ансамбля. КП
- Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 2, 1772. СПб.: Синодальная типография. 1872.- 685 с.
- Успенский Л.А. Искусство XVII века. Расслоение и отход от церковного образа //Богословие иконы Православной Церкви. Париж: Издательство Западно-Европейского экзархата Московский патриархат, 1989.- 474 с. с. 359.
- Успенский Л.А. Большой Московский собор и образ Бога Отца// Богословие иконы Православной Церкви. Париж: Издательство Западно-Европейского экзархата Московский патриархат, 1989.- 474 с. С. 337
- Философия русского религиозного искусства XVI - XX вв. Антология/ Сост. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993.- 400 с.
Список иллюстраций:
![]()
1. Фреска. Отечество. Около 1260-1280 гг. Из храма Панагии Кубелидики, Кастория
![]()
2. Отечество. XIX в. Ветковская школа. Из частной коллекции.
![]()
3. Отечество. XIX. Ветковская школа. Фонд Ветковского музея. КП 1638/83.
![]()
4. Отечество. XIX. Ветковская школа. Фонд Ветковского музея. КП 438.
![]()
5. Отечество. XIX в. Ветковская школа. Из частной коллекции.
![]()
6. Введение во храм Пресвятой Богородицы. XVIII в. Ветковская школа. Фонд Ветковского музея. КП 344/1.
![]()
7. Фрагмент иконы. Собор архангела Михаила. 1880 г. Ветковская школа. Фонд музея ГДПА. КП15081/4
![]()
8. Собор архангела Михаила. XVIII в. Ветковская школа. Фонд Ветковского музея. КП 229.
![]()
9. Собор святого славного пророка Иоанна Предтечи (Ангел пустыми с житийными сжетами). XIX в. Ветковская школа. Из частной коллекции.
![]()
10. Икона-мощевик. Отчество с предстоящими 32 святыми. XIX в. Ветковская школа. Из частной коллекции.
![]()
11.Отечество. XIX в. Ветковская школа. Из частной коллекции.
![]()
12.Отечество. XIX. Ветковская школа. Фонд Ветковского музея. КП 1250/39.
![]()
13. «Из чрева прежде денницы родих тя». XIX в. Из частной коллекции.
![]()
14. Образ святаго архистратига Михаила и прочих небесных сил. XIX в. Ветковская школа. Из частной коллекции.
![]()
15. Прорись. Ефим Булыгин. «Из чрева прежде денницы родих тя». 1825 г. Фонд Ветковского музея. КП 1607/1
![]()
16. Образ Трииспостасного Божества. XIX в. Ветковская школа. Из частной коллекции.
Афанасьева Ольга Васильевна,
Ведущий научный сотрудник Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова
Опубликовано в сборнике метриалов Первой Международной научно-практической конференции «"Дабы не предати небытию надобные вещи". Старообрядчество как историко-культурный феномен» г. Ветка, Республика Беларусь, 2022 г.


