Аннотация: Текст представляет собой попытку анализа одной из иконографий Ветковской иконописной традиции с точки зрения связи иконы с существующим зафиксированным укладом жизни старообрядцев беглопоповцев-ветковцев. Рассматривается ряд характерных для Ветковской традиции иконографических черт данного сюжета, что может стать полезным для аннотации конкретных икон и определения их принадлежности к одной из иконописных школ.

Ключевые слова: икона, традиция, Ветка, старообрядцы-беглопоповцы, Отечество, Святая Троица, ангелы и архангелы.

     Тринитарный и христологический догматы составляют основу христианской веры, как и экклезиологический и антропологический, окончательно не изложенные на протяжении более двух тысяч лет. Первые из названных определены большей частью апофатически и в истории Церкви вызывали многочисленные непонимания, разделения, подробное осмысление и различные трактования. Иконопись также стремится к выражению откровения о Святой Троице, соединяя апофатический и катафатический способы изложения, при этом сталкиваясь с определенными сложностями. Икона «Триипостасное божество», «Отечество», утверждает равночестность лиц Триипостасного Бога. Афанасий Велкий, епископ Александрийский (293-373 гг.), именно так понимал слова «сиди одесную Меня». Опровергая ересь ариан, которые считали Слово Божье, Премудрость Божью сотворенной и тем самым разрушали представление о единстве трех лиц Божественной Троицы, он пишет: «Слово есть Сын и Премудрость и сияние и Образ Отца... Ибо в царстве Отца царствующий Сын на одном престоле восседает со Отцом, и созерцаемое в Божестве Отца Слово есть Бог, и кто видит Сына, тот видит Отца (Ин 14:9); а таким образом, един есть Бог»[1; с.60-61]. Ни одна из ипостасей Святой Троицы не мыслится без остальных двух. Прп. Ефрем Сирин, толкуя слова «и Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2), пишет: «Ибо Отец изрек, Сын сотворил; подобало и Духу привнести свое дело. И сие явил Он ношением, явственно показав тем, что все приведено в бытие и совершено Троицею» [5; с. 214].

     Фронтальное изображение двух фигур, когда у старца в руке сфера, у Христа – евангелие или крест, получило наименование «Сопрестолие». Иконографический вариант с изображением склоненных друг к другу фигур получил название «Предвечный совет». Наиболее древним считается вариант «Отечество», где изображены сидящий на престоле старец и у него на коленях, в лоне, Христос, держащий медальон или сферу с вылетающим из нее голубем (фреска из храма Панагии Кубелидики, Кастория, около 1260-1280 гг., ил. 1; икона XIV в. Благовещение из Антониева монастыря в Новгороде, Новгородский художественный музей). В романском искусстве Западной Европы известны подобные изображения, например, в Утрехтской Псалтири Х в. Встречались они и в Византии, в основном в прикладном искусстве или в рукописях: миниатюра из Нового Завета XII в, хранящаяся в Венской национальной библиотеке.

     Л.А. Успенских утверждает, что «появление изображений «Отечества как в Византии и на Балканах, так и в России часто связывается в науке с распространениес антитринитарных ересей. Борьба с ними вызывает «на помощь обличительной противоеретической литературе» поиски новых сюжетов в доказательство троичного догмата .... Довольно редкая в Византии и на Балканах, эта тема [иконографеческая тема «Отечество»] получает особое распространение в России. Появившись здесь в конце XIV-XV в... особенно распространяется в XVI-XVII вв.» [11; с. 337]. Общепризнанным становится, «что первые изображения «Отчества» на Руси появились, как и ереси, именно на периферии, в местах наиболее тесного контакта с Западом, а именно в Новгородской области, а позже и в Москве» [11; с. 341].

    Ветковские старообрядческие общины на землях ВКЛ активно пополнялись выходцами из Москвы, Калуги, Новгорода, Ярославля и других иконописных центров в XVII-XVIII вв. В XVIII-XIX вв. убежденность старообрядцев-ветковсцев, имевших устоявшийся богослужебный храмовый культ, практически трехчинную каноническую церковную иерархию, сложившуюся иконописну традицию, в обладании исключительной благодатью и полной истины и в тесном взаимодействии с западной культурой понуждала их ставить перед собой сложные богословские вопросы, в том числе и в иконописе.    

   Такие богословские поиски стимулировало, в том числе, и состояние официального богословия иконы, официальные запреты тех или иных сюжетов. Стоглавый Собор в Москве 1551г. определил 43-м правилом принципиальную неизобразимость Божества, ссылаясь на авторитет св. Иоанна Дамаскина. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. в 43-й главе «О иконописцах и Саваофе» утверждает: «Отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых к неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении», «Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа и единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть». Реакцией на распространение «иконоборческой ереси» Димитрия Тверитинова и «народных суеверий» стали и следующие указы Синода от 6 апреля и 21 мая 1772 г. [9; с. 163-164, с. 293-295].Однако эти решения мало влияли на практику употребления и распространения таких изображений.

  Запреты Синода, как правило, сопровождались многочисленными конфискациями и уничтожением старообрядческих икон, что вносило в почитание образа особенный смысл невинного страдания, поругания и стремления защитить и уберечь. При этом Л.А. Успенский утверждает, что «именно в XVII в. из русского синодика Торжества Православия исчезает все вероучебное содержание образа» [10; c. 303]. Снижение уровня официального богословия иконы понятным образом отразилось на преобладании «простой народной веры», где икона всегда занимала сакральное место. Сюжеты и темы, безусловно, упрощались и схематизировались, они подробным образом трактовались доступными средствами. В старообрядческой среде складывается своё народное богословие иконы, в котором фольклор, сведения, почерпнутые из апокрифов и духовных стихов, церковных преданий, сочетаются со Священным Писанием и идеями святых отцов. Старообрядцы-ветковцы в XVIII-XIX в. заказывают «Отечество» часто, о чем свидетельствует большое количество сохранившихся икон этого сюжета; сотрудниками музея во время проведения этнографических экспедиций зафиксировано более 40 икон в разных населенных пунктах. «Вполне естественно, - пишет об этом исследователь Ветковской иконы Г.Г. Нечаева, - что в фольклорной культуре, весьма сильной в ветковском универсуме, символизм насыщается магическими чертами» [4; с. 91]. Ветковская икона становится отражением того, как вероучение соединяется с практикой жизни в старообрядческих общинах.

       Свой иконографический вариант «Отечества» ветковцы подписывали «Образ Триипостасного Божества Отца и Сына и Святаго Духа». Чаще всего, это прямосидящие Отец и Сын в развитой иконографии со стабильными иконографическими деталями и предстоящими святыми, среди которых ростовые фигуры Богоматери и Иоанна Предтечи в коронах, как Христос и Бог Саваоф (ил. 2, 3), или без корон (ил. 4), с просительными свитками; архангелы поименно с конкретными атрибутами и сопровождающие их ангелы. Христос и Бог Саваоф заключены в круглое свечение из синих серафимов и огненных херувимов, престол их образуют кучевые облака и крылья херувима, подножие – летящие с крылышками колеса – ангельские чины, между двумя лицами Троицы - держава с вписанным образом земного мира-природы, увенчанная крестом-распятием. В руках у обоих может быть по скипетру, у Христа - евангелие, у Бога Отца – свиток, Христос может держать тонкий мученический посох с крестом-распятием сверху, либо у обоих пальцы свободных рук сложены в благословляющем жесте. С XVI в. у Бога Отца пишется восьмиконечный нимб и надпись «Саваоф», вместо древней «Отец» или «Ветхий Днеми» [6; с. 278-279]. По четырем углам следующего расширенного облачного сегмента – символы евангелистов, и в яйцеобразном картуше, часто процветшем, текст молитвы. Толковательным текстам отводится, как правило, место по всем четырем полям иконы. Поэтому в одной иконе предстоящие свт. Харлампий и Киприан, свт. Никифор и прп. Анна, которые обычно помещаются на полях, надписаны над символами евангелистов рядом с херувимами и ангелами (ил. 5). Из предстоящих архангелов по обрамлению центрального свечения обязательно изображаются:

- по центру сверху Селафиил в сопровождении двух ангелов, с надписанием по полю рядом: «Святой архангел Сальфиил посылается от Господа к молящимся человекам Богу со умилением» (упоминается в тексте неканонической книги Ветхого Завета 3 Езд 5:16-18: «И было, во вторую ночь пришел ко мне Салафиил, вождь народа, и спросил меня: где ты был, и отчего лице твое так печально? Разве не знаешь, что тебе вверен Израиль в стране преселения его?  Итак встань и вкуси хлеба, и не оставляй нас, как пастырь своего стада, в руках лукавых волков»). На одной из ветковских икон (ил. 4) несколько примитивного упрощенного письма видим архангела Селафиила в центре с поднятыми вверх руками держащими ленту с надписанием цитаты из псалма 109:1: «Рече Господь Господеви моему седи одесную Мене доньдеже положу враги твое подножию», эта же надпись повторяется по синему обрамлению славы Святой Троицы с синим серафимом в центре.

- справа ниже архангел Егудиил в сопровождении ангела с короной в руке и с надписью по полю: «Святый архангел Егудиил мзду воздает за труд хранения Божиих заповедей» (имя этого архангела в текстах Священного Писания не встречается, известно из книги «Об откровениях и пророках» католического монаха Амадея Португальского XV в., почитание архангела перенесено св. Димитрием Ростовским в конце XVII в. в текстах «Жития святых»;

- ниже справа рядом с Богородицей архангел Рафаил держит за руку отрока Товию с рыбой в руке; в другой руке архангела ларец, рядом по полю надпись: «Святый архангел Рафаил в пути от бед защитивый и отца его слепоту очей исцели помазанием рыбныя желчи в Тигре реце ятша» (Тов 11: 1-14);

-еще ниже справа ангел-хранитель ведет за руку душу праведную: «Святый ангел хранитель приводит душу праведную на поклонение ко Господу и повеле Господь показати ей селение святых на утешение ея и посаждают ю в месте светле противу добрых дел ея да втораго пришествия своего»;

- рядом с ангелом-хранителем архангел Михаил с мечом в правой руке и зеркалом в левой руке с вписанной аббревиатурой «IC» (либо «IC ХС»): «Святый архангел Михаил повелением Божиим низверже во ад падшую денницу и силу его попра и во тму преложи» (Дан 10: 13, 21; 12:1; Нав 5:13-15; Иуд 1:9; Откр 12:7-9);

- с другой левой стороны от Святой Троицы внизу мы видим архангела Гавриила с аналогичным зеркалом с буквами «ХС», сферу с монограммой Христа,  в правой руке и с зажженным светильником, фонарем со свечой в левой в знак его особенного призвания приоткрывать людям Божии тайны (на других иконах в левой руке он держит ларец с фигурным навершием, что понуждает вспомнить о целебном служении этого архангела); надпись на поле гласит: «Святый архангел Гавриил Божии тайны сокровенныя открывый во Благовещение Пресвятыя Богородицы и воплощение от нея Бога Слова сказует» (Лк 10:19-26; в книге пророка Даниила архангел предвещает великие и спасительные предзнаменования для всего народа Божия – Дан 8:16; 9:21);

- рядом с архангелом Гавриилом еще один ангел-хранитель, положивший свои руки на плечи души грешной с соответствующей надписью: «Святый ангел хранитель приводит душу грешную к Господу на поклонение и повелевает Господь показати ей жилищи святых на более оскорбление каковых благих отлишается и приемлет ответ страшный противу дел своих злых и посаждают ю вместе темне да втораго пришествия своего». Это яркий пример нарративного назначения иконы в народной религиозной культуре.

- чуть выше с левой стороны рядом с благовествующим Иоанном Предтечей архангел Уриил («пламень Господа, свет Божий, огонь Божий, просветитель») с мечом и огненным сегментом в руках, упоминается в текстах неканонической книги 3Езд 4:1; 5:20; 10:28. Имеет власть над небесными светилами, а согласно преданию, поставлен охранять врата Рая после изгнания из него Адама и Евы. В апокрифической книге Еноха 4:20 он описывается как ангел колебаний и повелитель грома. А на ветковской иконе имеет надписание: «Святый Уриил явися пророку Ездре повелевый извесети з огня тягость и ветра дыхание измерети»;

- в верхнем ряду слева от Святой Троицы в сопровождении Господнего ангела изображен архангел Варахиил с пышным цветком в распростертой белой тканью в руках; надпись на поле сообщает: «Святый Варахиил благословением Божиим благослови утробу Саррину дарова ей сына родити Исаака» (упоминается в книге Еноха 14:17; известен из книги монаха-католика Амадея Португальского «Об откровениях и пророках», распространение в православной среде получил, благодаря сочинениям Димитрия Ростовского в конце XVII в.).  Варахиил – ангел благословения; в молитве к нему читаем: «…испроси у Господа Бога милосердия и благословения на домы наша, да благословит Господь Бог и нас от Сиона и от Горы Святыя Своея и умножит изобилие плодов земных и подаст нам здравие и спасение и во всем благое поспешение, на врагов победу и одоление…».

   Украшенный картуш внизу всей композиции иконы содержит текст молитвы: «Отца безначальна и Сын собезначальна и Дух соприсносущн и божественен Едино херувим дерзающе глаголем Свят, Свят, Свят Святы Боже заступлением безплотных Твоих помилуй нас». Тест молитвы, как и тексты всех остальных надписаний, полностью совпадают с приведенными в иконописном Подлиннике-конволюте [8; с.257-258], хранящемся в фондах Гомельского музея Дворцово-паркового ансамбля.

      Встречаем изображение Отечества, но уже в кратком варианте без предстоящих Иоанна Крестителя, Богородицы, без архангелов, в верхнем облачном сегменте по центру на многочисленных сюжетных иконографиях ветковской традиции, где чаще всего Христос и Бог Отец развернуты друг к другу – вариант «Превечного совета»: «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (ил. 6); «Собор архангела Михаила» (ил. 7, 8); «Собор святого славного пророка Иоанна Предтечи» (Ангел пустыни с житийными сюжетами, ил. 9). Это может быть отдельная часть многочастной иконы, чаще с размещением ее по центру или в верхнем ряду, как на иконе-мощевике из частного собрания, «Отечество» с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей, ангелами и молитвой в картуше по центру (ил. 10). Однако и целиком икона «Отечество» может представлять Христа и Бога Отца в развороте друг ко другу, как вариант без архангелов, так и в традиционном ветковском расширенном варианте со всеми участниками, описанными выше (ил. 11, 12). Христос чаще в кратком варианте изображается в канонических простых одеждах, однако и в развернутом варианте «Отечества» может изображаться как в архиерейских одеждах, так и без них.

     Отдельного внимания заслуживает вариант изображения Святой Троицы как «Из чрева прежде денницы родих тя» (ил. 13), где Христос изображен в образе Спаса Эммануила со свитком в руках или без него, варианта «Отечества», «Святой Троицы», где действующие лица помещены в наложенные друг на друга славы, одна из которых - ромб с символами евангелистов, и дополнены сосредоточием ангельских фигур. Это может быть отдельная икона ветковской школы, или помещение той же композиции в верхний центральный облачный сегмент, как на ветковской иконе «Образ святаго архистратига Михаила и прочих небесных сил» (ил. 14). Сохранилась прорись, имеющая такое же наименование, с пометками мастера по цветовой росписи и подписью «Сей рисунок Ефима Булыгина» (работал в Ветке и в п. Злынка в начале XIX в., 1825 г., ил. 15). Ветковские мастера творят дальше, и мы встречаем икону с надписанием «Образ Трех испостаснаго Божества» с ростовым изображением Бога Саваофа и Христа (нимбы их имеют характерный зубчатый узор, ил. 16), возложившими свои руки на сферу с распятием, которая покоится на огненном херувиме, с облачным поземием в развороте друг ко другу и, вообще, без предстоящих и ангельских чинов. ил.

     Архиепископ Могилевский Анатолий (Мартыновский) говорит об иконописи как об эффективном орудии Церкви, которое становится для людей простого сословия «как бы иероглифическим Катехизисом», и в этом видит основополагающие в иконописании дидактические задачи и функции [12; с. 72]. При этом икона продолжает исполнять свое предназначение только в связи с человеком. «Мир чреват образами, которые актуализируются только через человека, ибо только он их видит, отражает в себе и имеет способность их творить…человек – существо, зрящее образы и их творящее… Человек активно участвует в «иконизации бытия» и поэтому сам может быть назван «всеиконой мира» [3; с.57]. Человечность иконы Ветковской иконописной традиции в исполнении ею своей дидактической роли,  своего призвания связуемости с миром небесным, с первообразом, умиляет и удивляет нас при встрече даже с разработкой такой сложной богословской темы, какой является образ “Триипостасного божества”, “Отечества”.

       Литература и источники:

  1. Афанасий Великий, свт.Послание на ариан слово первое //Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, архиепископа Александрийского. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра собственная типография, 1902. Ч. 2. – 494 с. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/Poslanie_na_Arian_slovo_pervoe/ Дата обращения: 4.08.2022
  2. Библия. М.: Российское библейское общество. 2017. – 1328 с.
  3. Булгаков С., прот. Икона и иконопочитание. Догматический очерк. М.: Русский путь. Крутицкое Патриаршее Подворье., 1996. – 169с.
  4. Голоса ушедших деревень/ Нечаева Г.Г. [и др.]; под. общ. ред. Г. Г. Нечаевой. Мн.: Беларуская навука, 2008. - 342 с.
  5. Ефрем Сирин, св.Толкование на книгу Бытия //Творения. В 8 т. Т. 6. М.: Отчий дом. 1995. – 481 с. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/ Дата обращения: 4.08.2022
  6. Кондаков Н. П.  Русская икона. В 4 т. Т. IV. Текст. Часть 2. М.: Культурно-просветительский фонд народного артиста Сергея Столярова. 2004. – 417с.
  7. Нечаева Г.Г. Ветковская икона. Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2002. - 269 с.
  8. Подлинник. Конволют. Конца XVII – начала XIX вв. Фонды Гомельского музея Дворцово-паркового ансамбля. КП
  9. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 2, 1772. СПб.: Синодальная типография. 1872.- 685 с.
  10. Успенский Л.А. Искусство XVII века. Расслоение и отход от церковного образа //Богословие иконы Православной Церкви. Париж: Издательство Западно-Европейского экзархата Московский патриархат, 1989.- 474 с. с. 359.
  11. Успенский Л.А. Большой Московский собор и образ Бога Отца// Богословие иконы Православной Церкви. Париж: Издательство Западно-Европейского экзархата Московский патриархат, 1989.- 474 с. С. 337
  12. Философия русского религиозного искусства XVI - XX вв. Антология/ Сост. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993.- 400 с.

       Список иллюстраций:

1. Фреска. Отечество. Около 1260-1280 гг. Из храма Панагии Кубелидики, Кастория

2. Отечество. XIX в. Ветковская школа. Из частной коллекции. 

3. Отечество. XIX. Ветковская школа. Фонд Ветковского музея. КП 1638/83. 

4. Отечество. XIX. Ветковская школа. Фонд Ветковского музея. КП 438.

5. Отечество. XIX в. Ветковская школа. Из частной коллекции. 

6. Введение во храм Пресвятой Богородицы. XVIII в. Ветковская школа. Фонд Ветковского музея. КП 344/1. 

7. Фрагмент иконы. Собор архангела Михаила. 1880 г. Ветковская школа. Фонд музея ГДПА. КП15081/4

8. Собор архангела Михаила. XVIII в. Ветковская школа. Фонд Ветковского музея. КП 229. 

9. Собор святого славного пророка Иоанна Предтечи (Ангел пустыми с житийными сжетами). XIX в. Ветковская школа. Из частной коллекции. 

10. Икона-мощевик. Отчество с предстоящими 32 святыми. XIX в. Ветковская школа. Из частной коллекции.

11.Отечество. XIX в. Ветковская школа. Из частной коллекции. 

12.Отечество. XIX. Ветковская школа. Фонд Ветковского музея. КП 1250/39. 

13. «Из чрева прежде денницы родих тя». XIX в. Из частной коллекции. 

14. Образ святаго архистратига Михаила и прочих небесных сил. XIX в. Ветковская школа. Из частной коллекции.

15. Прорись. Ефим Булыгин. «Из чрева прежде денницы родих тя». 1825 г. Фонд Ветковского музея. КП 1607/1

16. Образ Трииспостасного Божества. XIX в. Ветковская школа. Из частной коллекции.

Афанасьева Ольга Васильевна,

Ведущий научный сотрудник Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова

Опубликовано в сборнике метриалов Первой Международной научно-практической конференции «"Дабы не предати небытию надобные вещи". Старообрядчество как историко-культурный феномен» г. Ветка, Республика Беларусь, 2022 г. 

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика