«Все воды поплывут, поплывут в Рай» — многозначительная надпись, вышитая красными нитками на узорном конце рушника (из коллекции Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций) объединяет в одно целое прошлое, настоящее и будущее. Связывает как судьбу отдельного человека, так и судьбу всего человечества благодаря одному, главному слову — «вода».
Неглюбские ткачихи нередко ткали на узорных концах рушников «маленькую» или «вялікую крывулю» — волнистую линию, воплощение водной стихии, которая есть начало жизни. «Павілёначкай» называли бабичские ткачихи небольшую волнистую линию.
В пространстве выставки «Все Коляды святые… », созданной Ветковским музеем и Ветковской районной центральной библиотекой, представлены отдельные экспонаты музея (из музейных коллекций: ткачество и народная одежда, иконопись, живопись, быт). Преимущественно — это рушники, сотканные в д. Неглюбка Ветковского района и д. Бабичи Чечерского района. Представлены некоторые традиции колядования в этих деревнях.
На Крещение мы буквально касаемся вечного течения времени, когда пьём «пасвячоную» — освящённую солнцем, светом, крестом воду.
Вода довольно часто используется в гаданиях, в том числе — рождественских.
В рассказах жителей деревень можно увидеть жизненные, реальные отношения к воде как к живому существу и даже — как к себе подобному. Поэтому и говорили: «Вода как человек» (от Нины Даниловны Шаховской, д. Фёдоровка Ветковского района).
На Крещение в старину и в наше время сельчане вешают рушники на срубы колодцев: любой источник, колодец, река у носителей традиционной культуры является сакральным местом. Поэтому в Бабичах и Неглюбке и некоторых других деревнях бросали в глубокие колодцы небольшие деревянные крестики вечером, 18 января. Кто приходил первый за водой, старался поймать крестик в ведро и вытащить наверх. Таким образом, вода на Крещение освящалась не только священниками.
Время Рождества — время годового обращения солнца — время святое, красивое, но и опасное для человека. Недаром рождественские январские (в православной традиции) вечера называют «Кривыми». Нарушишь запрет — будут ждать неприятности: «На Рождество магистральную воду не зальют — кур не удержат», — сказали в Неглубке. «Лей Сердитый немой Куция, как Крещение. Потом подходишь к воротам тихонько, чтобы сосед не застал, и говоришь: «Ваши ворота трясутся, мои куры несутся. Ваши цыплята — мои яйца». Три раза так говорят. Тогда этот человек кур не торопит. А у того, кто бьет, каждый день будет носитель». (д. Старое Закружье).
Рождество — самое магическое и весёлое время всего года: в эти дни словами рождественских песен можно спроектировать будущее, попробовать заглянуть в него с помощью гаданий. Не все девушки решались гадать — только самые смелые. В каждой деревне — свои гадания. Гадали и гадают в Ветке.
- Колодец из прутиков или из спичек выкладывали на стакане с водой, ставили под кровать; ночью должен был присниться тот, «с кем век вековать».
- Расплавляли кусок воска в ложке и выливали его в миску с водой. Рассматривали форму затвердевшего воска, старались по ней предвидеть события в будущем.
- Каждая из девушек высыпала небольшие горсти пшена. К жменьке пускали петуха. Чью жменю петух клюнет — та девушка замуж быстрее выйдет.
- «Палалі» ночёвки с поясами: чей пояс раньше выпадет из ночёвок, та девушка раньше замуж выйдет…
Довольно часто гадания сбывались.
На Рождество, как и на Пасху, хозяйка вешала в Красном углу самый красивый рушник. Один или несколько. Праздничный рушник на Углу, наверное, в такой же степени является частью рождественского обряда, как и последующие действия: «На ту Коляду … сена клалі, за то, што Хрыстос нарадзіўся ў сене».
Три кутьи, которые тщательно готовит хозяйка во время Коляд — на Рождество, на Василия и на Крещение — словно трижды повторённая молитва, адресованная Всевышнему: «Хлеб наш надзённы дай нам сёння… »
На Богатую кутью (на Василия) — много веселья, танцев, песен. В Бабичах, ближайших деревнях и посёлках — в Маковье, Корме, Старом и Новом Никольске, в Притулье, на Нинели молодежь отмечала «вечеринки». В Неглюбке, Лядах, Коновалове и других посёлках Неглюбского сельсовета были знаменитые игрища. Повсюду были свои рождественские звёзды, свои щедровки, свои рождественские маски. Радость — одна на всех. «Коза» желала — счастья, здоровья, урожая, как и все колядовщики — посланцы из рая.
А было это так: «Нам, в Великих немцах, сказали. После войны было очень тяжело, в сорок шестом, сорок седьмом году. Нечего было есть. Так и случилось, что в один из этих лет никто не пошел щедро давать - ни больше, ни меньше... А потом, весной, стали пропадать коровы. Один, второй, третий… И что? Собрались старики и решили: надо совершить обряд — отпустить детей щедро. И дети весной пошли щедро давать. Ну и больше, после этого коровы не пропадали" (д. Великий Герман). «А кто колядников не раздает, тот и живет: что угодно» (Ветка).
Икона «Рождество Христово» (XIX в.), которая происходит из д. Бабичи Чечерского района, несёт большую радость от осознания великого события — Рождества Христова. Обрядовый комплекс: три восковые свечи, соединены вместе в одно целое, «одежда» (юбочка с фартучком), свечи, деньги, платочки (внизу, возле «свечи») — обязательные атрибуты празднования православной иконы «Свечи». Около оброчных икон-«Свечей» люди обычно обрекаются: молятся, просят помощи свыше, кладут свои дары-жертвы. О том, как «справляли» и сейчас справляют (празднуют) свечу на Гомельщине, читаем книгу Геннадия Лопатина «Икона звалась Свечой».
Прекрасные зимние пейзажи, которые предстают на картинах местных самодеятельных художников Гомельщины — А.А. Прилуцкого, Т.И. Карлова, Ф.Г. Шклярова, Б.И. Тарасенко, А.А. Буренкова, А.Г. Савенка — свидетельства красоты нашей земли, любви к ней.
Автор текста: Л.Д. Романова
Автор фото: А.С. Никитин