Выставка «И швец, и жнец, и на дуде игрец» 2019

Афиша выставки Виктора Шипкова в филиале Ветковского музея

Авторская выставка Виктора Шипкова: текстиль, традиционные костюмы, музыкальные инструменты из д. Марковичи (Гомельский р-н, Гомельская обл.)

Выставка будет действовать с 05.10.19 по 15.01.20 в филиале Ветковского музея.

В зале «Живое ремесло», рядом со старинными станками — «кроснами» гармонично разместилась авторская выставка Виктора Шипкова.

«Кто, как не Я» — такую фразу сказал Виктор в интервью для газеты «Звезда». Эти слова заставляют задуматься о том, что мог сделать молодой человек, какие у него интересы. Виктор Шипков — замечательный человек, многодетный отец и порядочный семьянин, о котором написана не одна статья, участник всевозможных мероприятий, по профессии: оперуполномоченный отдела уголовного розыска, также является давним другом Ветковского музея.

Откуда наш автор? Из деревни Марковичи.

Деревня — центр Марковичского сельсовета Гомельского района Гомельской обл. Находится в 4 км от железнодорожной станции Кравцовка (на линии Гомель — Чернигов), в 35 км на юго-восток от Гомеля.

Виктор Шипков со школьных времён заинтересовался местными традициями и культурой, благодаря педагогу организатору Григорию Басову, семья в этом деле также сыграла важную роль. Свою коллекцию Виктор собирал локально, именно в том регионе, где родился и вырос.

Стоит упомянуть о двух важных церковных праздниках: Рождество Христово и Пасха, после которых, в крестьянском быту, проводились обряды: Коляды и «Вождение Сулы». Особого внимания заслуживает обряд «Вождения Сулы», который в 2019 г. получил охранный статус и был внесён в список нематериального культурного наследия Республики Беларусь. Его ежегодное проведение в д. Марковичи было прервано в 1967 г., а восстановлено только спустя 40 лет в 2007 г. Обряд проходит и по сей день на второй день после Пасхи и Виктор принимает в нём активное участие. Жители деревни Марковичи объясняют, для чего «водят Сулу»: «каб у нас усё радзіла і маланка нас не біла»! Ещё один из обрядов, это Коляды. С символом Вифлеемской звезды в руках, которую Виктор сделал сам, идут в Марковичские дворы участники обряда на Рождество и поют: «Пустите Звезду в дом! Звезду спеть — счастье принести!»

Много интересных вещей ещё можно рассказать об авторе, но на самом деле лучше увидеть и вдохновиться, и с малого начать восстанавливать или сохранять те традиции и обряды, носителей которых с каждым днём становится всё меньше и меньше. Виктор Шипков этому яркий пример.

Представленная коллекция включает в себя многое: это и музыкальные инструменты (мастеровые гармошки, бубны), рушники и традиционные женские строи (некоторые элементы костюма сделаны руками автора) и колядные звёзды.


Открытие авторской выставки Виктора Шипкова: «И швец, и жнец, и на дуде игрец» с мастер-классом по плетению пояса в технике «спрэнг» 5 октября 2019

Где: филиал Ветковского музея в Гомеле
Когда: 5 октября 2019
Телефон: 8 (0232) 75-88-86

Представленная коллекция включает в себя многое: это и музыкальные инструменты (мастеровые гармошки, бубны), рушники и традиционные женские строи (некоторые элементы костюма сделаны руками автора) и колядные звёзды. Всё это Виктор собирал локально, где родился и вырос.

Виктор Шипков — замечательный человек, многодетный отец и порядочный семьянин, о котором написана не одна статья, участник всевозможных мероприятий, по профессии: оперуполномоченный отдела уголовного розыска, также является давним другом Ветковского музея.

Виктор Шипков с сыном в филиале Ветковского музея


 

Выставка «Всегда готов, храбрствуя...» 2019

Афиша выставки "Всегда готов, храбрствуя… " в филиале Ветковского музея

Старообрядческая иконопись и уникальная коллекция прорисей XVII-XIX вв.

Выставка будет действовать с 28 февраля 2019 по 24 ноября 2019 в филиале Ветковского музея.

Ветковский музей обладает уникальной коллекцией прорисей — контурных рисунков, сделанных с оригинала и наносимых чаще всего путём процарапывания по левкасу на иконную доску. Прориси делались чаще всего в два цвета: чёрным прорисовывались очертания изображения, красным — пробела, охрение, движки. Известные подлинники содержали в себе целые собрания прорисей. Таковы — Строгановский лицевой подлинник и Сийский подлинник XVII в. Местный подлинник представлен на выставке.

В настоящий момент не представляется возможным точно ответить на вопрос, с какого времени в практике иконописцев стали появляться прориси. В фондах музея нет прорисей старше XVII в. Не исключено, что изобретение прорисей обязано своим появлением изобретению бумаги как универсального материала и было вызвано массовым спросом на иконную продукцию, когда возникла необходимость изготавливать одинаковые иконы по единым образцам. Поэтому вполне вероятно появление прорисей уже с XV в. в связи с распространением на Руси бумаги. В 43-й главе Стоглава (1551 г.) предлагается «писать образ по образу и по подобию по существу, смотря на образ древних живописцов, и знаменовати с добрых образцов». В данном контексте термин «писать» противопоставляется термину «знаменовати», который можно интерпретировать не только как «наносить контур» на самой иконе, но и как «делать рисунок, копировать», вид иконной прориси. В статьях В.Н. Лазарева высказываются предположения об использовании образцов иконографии на Руси уже в древнейший период и доказывается применение прорисей художниками круга Андрея Рублёва. Иконники-знаменщики весьма дорожили прорисями, которые упрощали подготовительный этап работы над иконой и содержали неизменный канонизированный иконографический образ.

Ветка, будучи центром старообрядчества беглопоповского толка, славилась далеко за своими пределами мастерами-иконописцами, давшими импульс возникновению и расцвету Ветковской школы иконописи, и вдохновляющей на появление в будущем иных локальных иконописных школ по всему миру, куда мигрировали местные мастера, куда перевозили готовые произведения сакрального искусства. Прорись, как часть технологического процесса рождения иконы, безусловно, символична сама по себе. Она дает возможность мастеру творить изнутри той мощной многовековой традиции, которая только и способна удержать и представить образ невидимого духовного мира, но при этом столь же реального, как и физический. Для сотворения иконы нужна не столько технология, хотя она важна и интересна, сколько литургические основания, приобщённость к церковному сообществу, общине, питание себя её токами и соками. Старообрядческие общины на Ветке имели свой уклад и строй жизни, который не смог не отразиться в иконописи, как и в самом процессе сотворения Ветковской иконы. Прорись представляла из себя воздушный обрис, очертания, которые облекались в плоть красочного слоя — и осуществлялось Богоявление!

Фотоотчёт с открытия

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика