Во время Великого поста, в начале апреля, в помещении Ветковской районной библиотеки состоялось открытие выставки «С надеждой о воскресении», подготовленной сотрудниками Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций. Темами показа и исследования стали бортничество и пчеловодство. Представлена также выставка картин Светланы Романовой «Извечное», автора книги поэзии «Изумрудный рай» (Минск, 2013). Отдельные произведения Светланы Романовой: «Время, когда спеет калина и льётся мёд», «Роение пчёл» и другие, посвящены работе пчеловода.
Иной раз пчеловодам приходится в конце зимы наблюдать такое явление: пчёлы в улье «молчат» и почти не двигаются. Но, если внесешь улей в тёплое помещение, пчелы «оживают», а после подкормки набирают силу. Вера Ивановна Романова (живет в д. Покоть Чечерского района), однажды назвала таких пчёл «воскресниками». Есть много наблюдений тысячелетней давности, которые подтверждают удивительную эволюцию пчёл и их исключительные способности по сравнению с другими живыми созданиями. Об этом и многом другом рассказывается на выставке.
В начале выставки — рамочный улей, подарок музею от пчеловода из д. Хальч, Михаила Алексеевича Крищихина. Пчёлы жили в нём в течение 50-60 лет. Рядом с ульем — дымарь, подарок музею от Павла Павловича Купрейченко, пчеловода из деревни Абакумы Лоевского района. Именно от него довелось услышать местное название гриба трутовика — «скрипаль». Обычно этот гриб растёт на берёзах. У гриба ежегодно вырастает небольшой новый внешний слой. Не проблема — сосчитать годы его жизни: пять-шесть… Обычно мы считаем годы жизни дерева, которые хорошо видны на срезе спиленного ствола. В старину и сейчас бортники и пчеловоды пользуются грибами при уходе за пчёлами: грибы кладут в дымарь и окуривают ими пчёл. Ещё один «помощник» пчеловода — обычный гриб «дождевик», который бывает нескольких видов. На выставке — высушенный «дождевик жемчужный», или точнее, «порховка»; мягкое вещество, которое есть внутри высохшей оболочки дождевика, содержит сотни или тысячи спор.
Посетили выставку ученики и учителя младших классов СШ №1 г. Ветки им. А.А. Громыко, воспитанники и воспитатели дошкольного Центра развития ребёнка г. Ветки, а также жители города.
Пчёлы, как и птицы — посредники между Богом и людьми в традиционной белорусской культуре, символ трудолюбия, мудрости, воскрешения. Люди, заботящиеся о жизни этих маленьких существ, оказывают неоценимую услугу всему человечеству, ведь, как утверждал всемирно известный ученый Альберт Эйнштейн, если вдруг на нашей планете исчезнут пчёлы, человечество сможет прожить после этого всего лишь четыре года. Как известно, по сравнению с другими насекомыми больше всего именно пчёлы опыляют цветки, которые содержат будущую завязь плодов.
В старину мёд ели с кашами и киселями, подавали к блинам, выпекали с мёдом сладкие праздничные пироги, варили медовые вина. Это — что касается еды…
Бортничество как старинный лесной промысел, пчеловодство — современное культурное разведение пчёл, отрасль сельского хозяйства — темы, в основном малоизвестные современникам. Расцвет бортничества приходится на XVI-XVII вв. Технология пчеловодства тех времён была несложной: приготовлением на деревьях новых бортей, заманиванием в них роев, защита от зверей и птиц, сбор воска и мёда.
Современное пчеловодство возникло в результате трёх открытий-изобретений: искусственной вощины (1857 г.), медогонки (1865 г.) и рамочного улья (1614 г.).
По сравнению с другими областями Беларуси на Гомельщине, Брестчине бортничество и колодное пчеловодство сохранилось больше всего. Так, по словам создателя «Товарищества босых бортников» Ивана Дмитриевича Осипова, на Полесье бортников насчитывается более ста человек. Кое-где в отселённых после Чернобыльской АЭС местах довольно редко, но ещё можно увидеть колоду на дереве или на земле — свидетельство того, что здесь работали бортники. Богаты на бортников Лельчицкий, Житковичский, Речицкий, и другие районы Гомельщины.
В 2016 г. Министерство культуры и национального наследия Республики Польша внесло бортничество в список нематериального культурного наследия. Для Беларуси это тоже чрезвычайно актуальная тема. В последние годы в Беларуси принимаются меры — прежде всего «Товариществом босых бортников» — внести бортничество в список нематериального культурного наследия Республики Беларусь.
Отдельные пчеловоды стремятся приобщить современников к своей работе, довести до общества идею о сохранении этого давнего традиционного занятия и, в общем, сохранении самих пчёл. На территории Беларуси существует сравнительно немного агроусадеб, экомузеев, хозяева которых показывают посетителям, туристам моменты из жизни пчёл и работу пчеловода, рассказывают о пчелиных тайнах. Так, в Чечерском районе, на Гомельщине, есть агроусадьба «Пчелиный рай». Экомузей «Пасека», созданный в Чаусском районе, на Могилёвщине, интересен как взрослым посетителям, так и детям: Виктор Иванович Панасюк, член Республиканской общественной организации «Белорусские пчеловоды», сделал для своей пасеки стеклянный улей, чтобы была возможность поближе наблюдать за жизнью трудолюбивых пчёлок.
В последние годы всё больше людей стремятся присоединиться к пчеловодству, к традиционным обрядам и праздникам, в которых используются продукты пчеловодства, символика пчелы. Ради примера: в 1960-70-е гг. на Пасху возле церкви в бывшей деревне Бартоломеевка (отселена после аварии на Чернобыльской АЭС) местные жители сжигали пустые, старые ульи как жертву Богу): «У нас вуллі палілі на Паску. Паставяць возьлі цэрквы і запалюць. Агонь шугае, а тады як стрэліць! Хлопцы ўкінуць што-та такоя, штоб луччай гарэла».
В Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций на протяжении почти трёх десятков лет был собран большой полевой материал о давнем обряде — «Свече», который существует в настоящем. Собранный материал стал основой для создания книги «Икона звалась Свечой», автор которой — Г.И. Лопатин, ведущий научный сотрудник Ветковского музея, также — для создания выставки с таким же названием в филиале музея в Гомеле, для создания ряда научных статей и даже цикла лекций, в филиале музея (апрель-май 2019 г.). Конечно, существование этого обряда (на протяжении нескольких веков) без использования одного из главных атрибутов — большой восковой свечи, также — малых свечей, медовой сыты было бы невозможным.
Белорусское культурное пространство в последние годы пополнилось двумя великолепными выставками, которые помогли представить масштабы, особенности разведения пчёл как на территории современной Беларуси, так и в отдельных районах Гомельщины, Брестчины. Имею в виду фотовыставку «Последние бортники Европы, которых я встретил», открытие которой состоялось 21 апреля 2017 г. в выставочном зале ГУК «Брестский областной общественно-культурный центр» (на котором экспонировались фотографии Кшиштофа Хейке, отдельные орудия труда, которыми пользовались бортники и другие вещи), а также выставку «Пчолачкі гудуць, хатку будуюць…», налаженную сотрудниками Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций и «Товариществом босых бортников» в филиале музея в Гомеле (выставка действовала с 8.07.2018 г. по 30.11.2018 г.). На ней, кроме чрезвычайно интересных экспонатов (лезиво, шкура медведя, лазбень и др.) было представлено изображение — фрагмент карты путешественника Олафуса Магнуса, на которой территория современной Беларуси была обозначена рисунком: медведь пробует взобраться на высокое бортное дерево. Бортничество, именно этот древний промысел, по мнению создателя карты, было отличительной чертой нашей территории в XVI в.
И, действительно, сведения, приведённые одними из авторов энциклопедического издания «Этнография Беларуси» В.С. Гурковым, С.Ф. Терехиным, впечатляют. «Мёд и воск были главными видами экспорта. В нач. XVI в. только через Полоцкую таможенную кладовую ежегодно вывозилось более 2 тыс. пудов воска. В то время на Беларуси было более 1 млн. бортей, товарная продукция которых превышала 0, 5 млн. пудов мёда ежегодно. Бортничество было прибыльной отраслью хозяйства. В 1773 г. Члуховское лесничество в Августовской пуще за продажу древесины выручило 14 талеров 25 грошей, а бортный налог составил сумму 507 талеров».
Как известно, с конца XVII в. в связи с разработкой земли под пахоту, массовой вырубкой лесов бортничество пришло в упадок, в первой половине XIX в. оно уступило место колодному пчеловодству.
Важную роль бортничества, пчеловодства в жизни местных людей в прошлые века может подтвердить текст колядной песни, записанный исследователем М.М. Горшковым в д. Казацкие Болсуны Ветковского района. В старину, по традиции, «шчодры просяцца»: «Цётачка, дзядзечка, благаславі песянку спець. Скажаць ужэ, якой дзеўцы там… «Будзь разумненька, расці скорынька»… Пели — «салдату Раману» с объяснением «як будзе іціць у салдаты», «хлопцу», дзеўцы», «большаму, «маламу», «што папарна жывуць, мужыку й жонцы», «панам», «пчолам»…
В этом перечне пчёлы — участники семьи и хозяйства. Заметим, что никакому другому живому существу, которое было в домашнем хозяйстве (лошадь, корова и т. д.) «колядных» песен не посвящали.
Текст «шчадроўкі» — это диалог, один из участников которого — старая пчелиная матка:
— А хто гэта йдзе — дуброва гудзе?
Святы вечар, дуброва гудзець!
Старая пчолачка раёчык вядзець.
Святы вечар, раёчык вядзець!
— Маладыя райке, садзісь у вулляйке.
Святы вечар, у новыя вулляйке!
Нясіце, райкі, сладкія мядкі.
Святы вечар, сладкія мядкі!
А я, старая, жоўтыя васкі.
Святы вечар, жоўтыя васкі!
Сладкія мядкі — людзям на канун,
Жоўтыя васкі — Богу на свячкі…
Представление о важной роли, которой наши предки уделяли разведению пчёл, даёт интересный документ «Описание староства Чечерского, находящегося в Рогатинской провинции», составленный в 1773 г., сразу после первого раздела Речи Посполитой. В 1722 г. восточная Беларусь стала частью Российской империи. Неизвестный составитель (возможно, он был не один) старательно делал описание новых владений. В тексте есть строки: «крестьяне, как сами объявили, кормятся от хлебопашества, имея притом некоторое вспомоществование от содержание пчёл в лесах, прибыток для поташной фабрики от поставки в оную золы очень почитают маловатым; ибо по их объявлению один крестьянин в неделю неполную виленскую бочку или 2 четверти золы приготовить может, за что только 15 получит копеек».
Кстати, в этом документе даются сведения о посеве конопли в крупных размерах, в те времена именно из пеньки производили канаты, верёвки для речных и морских судов, верёвки из пеньки использовали в деревенском хозяйстве. Конопля — растение, привлекательное для пчёл: из цветов конопли пчёлы собирают пыльцу, часть которого идёт на изготовление прополиса — вещества, которым на зиму пчелы «заклеивают» маленькие щёлочки в улье.
В «Экспедиционных материалах» Ветковского музея есть записи о существовании частных пасек в отдельных деревнях Ветковского, Чечерского районов, о существовании пасеки с колодными ульями (в XX в.), собраны отдельные сведения, касающиеся традиционных представлений, связанных с пчелой, пчеловодством. Есть сведения о работе современных пчеловодов: Ивана Тимофеевича Транькова, Михаила Алексеевича Крищихина, Игоря Васильевича Медина, Василия Григорьевича Типунова, Владимира Петровича Шитикова, Валерия Григорьевича Рудковского, Михаила Стефановича Ковалькова, и других, которые держат пчёл в Даниловичах, Столбуне, Ветке, Присно, Радуге, Фёдоровке, Новосёлках, Старом Селе, Золотом Роге, Неглюбке… Они по-настоящему служат пчёлам.
Работа по опроснику «Пчёлы в традиционной белорусской культуре», составленному мной, есть надежда, поможет всем, кто решил записать знания, умения наших предков и современников, связанные с бортничеством, пчеловодством как частью белорусской — духовной и материальной культуры. Работа эта касается этнографов, экологов, языковедов, историков, учителей, других заинтересованных людей. Хороший вклад в неё — издание монографии «Лексика народного хозяйства в говорах Мозырско-Припятского Полесья» (Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины, 2008), авторы которой — А.А. Станкевич, А.М. Воинова, Л.М. Минакова. Именно в этой работе есть запись: «Дворник — человек, который собирал мёд в ульях, что располагались на деревьях; «от прыходзіў час мёд збіраць, за ім дворнік на дзераво лез» (д. Каменка, Мозырский район).
Символика борти, пчелиного дома с течением времени начала ассоциироваться с домом, двором человека. В пчелиной колоде есть «шапка» или «голова» — верх колоды, есть «пята» или «под» — нижняя часть колоды. Есть центр, нутро; «гнездом» современные пчеловоды называют центральную часть улья (там живёт, воспитывается пчелиный расплод — завтрашнее поколение пчёл). У пчёл есть «калошки» — пыльца, которую рабочие пчёлы собирают себе на ножки ранней весной, да и позже из жёлтых «котиков» лозы, ивы, цветов клёна, мать-и-мачехи, других цветов. Жёлтый цвет — самый любимый у пчёл. У них есть своя пища, необходимая в первую очередь, для выращивания пчелиных детей (чэры). Пчеловоды иногда называют ее «хлябінай». Это — перга, пыльца, положенная в соты.
Таким образом, исследование жизни пчёл и самых разных интересных явлений, связанных с ними — приятное занятие (не говоря уже о поддержании пчелиной «цивилизации»), которое приносит не только удовольствие, здоровье, но и большую познавательную ценность.
Автор текста: Лариса Романова
Авторы фото: Анна Кодолова, Наталья Кузьменова