Выставка «Радуйся, заре умного солнца!» 2018
Образы Богородицы в истории и культуре Ветки (ветковская иконопись XVIII-XIX вв.)
Время работы выставки с января-декабря 2018 г. в филиале Ветковского музея.
Приглашаем войти в этот особый мир иконописи Ветки через "двери рая совершенные", прикоснуться к тайне взаимоотношений человека и Бога, к тайне жизни культурного, просветительского и сакраментального центра — Ветки.
С образами Богородицы связана судьба Ветки на протяжении нескольких столетий, как и судьба всего старообрядчества…
"Заря пресветлая, Рунь прозябшая, Неопалимая Купина, Гора Нерукосечная, Святая трапеза, Лествице небесная, Покров миру" — такие поэтические образы издревле относили к Богоматери. В них выражалась её рождающая, плодотворящая сила, которая вносила новый Свет в мир, Свет изменяющий и преображающий, дарящий радость и новый смысл существованию всего космоса, всей вселенной. Особенно впечатляют запоминающиеся космические наименования Богоматери: "Солнце пресветлое", "Молния, души просвещающая", "Незаходимая Небесная Заря", "Мати Света невечернего", "Заря таинственного дня", "Светоносный облак", "Столп огнеоблачный", "Голубице", "Милостивого рождшая", "Одушевлённый рай!" Богородица сравнивается с утренней звездой, предвещающей рассвет… "Радуйся, звездо, являющая солнце! Радуйся, приятное молитвы кадило!" — звучит в акафистных текстах. А под приятной молитвой подразумевается предстояние Богоматери перед Богом, её приятная, что значит, принятая Богом, молитва за мир.
Старообрядцы, как гонимая часть русского населения, на протяжении нескольких веков свои молитвы и просьбы обращали к Богу через Богородицу. Для них обыкновенным делом было понимать церковь не только как храм или как организацию, структуру, институцию, но, прежде всего, как соборное её выявление через собрание верующих — и клира, и мира. Богоматерь — образ такого церковного, ответственного собрания, объединяющего воедино представителей разных сословий, классов, социальных структур, национальностей и народностей и т.п., помимо которого невозможно стать близким Богу и ближним другому человеку, невозможно спастись и войти в Царствие Небесное.
Образ Церкви как Невесты Христовой празднично звучит на ветковских иконах как храмовых, так и домашних. Богородица как мать близка сердцам страдающим и состраждущим, поэтому ветковские иконы предлагают такое обилие понятных каждому сюжетов и наименований Богородичных икон. Богородица как единственная заступница, защитница, понятна старообрядцам и повсеместно востребована, поэтому многие храмы освящаются в честь Богородицы — в Ветке в 1695 г. в честь Покрова Пресвятой Богородицы (здесь же расцветает Покровский монастырь), позже в Климово, в слободе Тарасовке, в Буде Жгунской, в Стародубе; Казанской иконе Божьей Матери — в Климово и в слободе Марьино; Успению Пресвятой Богородицы — в Лужках, в Борьбе, в Климово, в Леонтьево, в Огородне; Знамению — в Елеонке. Богородичные образы, как и вся иконопись, органично включены в формирующуюся и обновляемую культуру Ветки, воплощают новые стилистические тенденции, свойственные её развитию, отражают представления старообрядцев Ветки о мире и о месте человека в нём, о Церкви, "ради которой весь мир и создан был" ("Пастырь" Ермы). Несмотря на непрекращающиеся гонения на ветковцев, на всю историческую драматичность её судьбы, вся культура Ветки пронизана неистощимой и искрящейся красотой и радостью, питающей, насыщающей и вдохновляющей на жизнь и творческие свершения.
Фотоотчёт
29 декабря 2017 года в филиале Ветковского музея в Гомеле состоялось открытие выставки "Радуйся, Заре Умнаго Солнца!"
Время работы выставки с января-октября 2018 года.
Выставка «Пчолачкі гудуць, хатку будуюць...» 2018
Традиции бортничества в Беларуси (история и современность добычи мёда диких пчёл)
Время работы выставки до 31 января 2019 г. в филиале Ветковского музея.
Первая в Беларуси выставка такого типа. Вас ждёт всё только самое интересное и необычное — всё то, что характеризует самый таинственный лесной промысел. Тот самый благородный живой промысел, существующий в нашем крае, тот самый, что опекает пчелу и ценит старые традиции. Это всё о бортничестве мы говорим.
На выставке представлены старые борти-колоды, бортный инструмент, традиционная белорусская и старообрядческая иконопись, оригинал рукописного сборника «Как пчел водити и за пчелами ходити» (XVIII в.), традиционный текстиль, фотографии, копии карт традиционных промыслов и много других интересных артефактов.
Выставка попытается раскрыть все тайны связанные непосредственно как с материальным, так и духовной наследием традиционного бортничества.