"Хлебом единым …" - новый выставочный проект Ветковского музея, который стал результатом многолетнего изучения Культа Хлеба в жизни человека-земледельца.

Хлеб - наиболее сакрализованный вид пищи, символ благополучия, счастья достатка. Именно зерно, каша, хлеб как символ земного достатка человека сопровождали его на всем жизненном пути.

Образная экспозиция раскрывает глубокую символику хлеба в таких семейных обрядах, как крестины, крестины, свадьба и похороны. На выставке можно услышать и увидеть уникальные легенды о появлении зерна и колоса на этом свете. Многие экспедиционные записи, раскрывающие символику хлеба в семейной обрядности белоруса, расскажут о "бабиной каше" на крестинах, о каравае на свадьбе, о сочельнике для поминовения усопших.

Посетитель сможет своими руками при помощи архаичных жерновов смолоть муку, своими глазами увидеть настоящий свадебный каравай и гроб, над которым до сих пор витает "необузданная душа".

На выставке представлены предметы быта, традиционное ткачество и костюм, народная иконопись, археология и много других интересных вещей, которые позволят посетителю совершить путешествие в таинственный мир традиционной культуры белорусов.

Открытие выставки 14 мая 2014 г. в филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций (Гомель, пл. Ленина, 4).


Открытие выставки "Хлебом единым…"

Издревле жизнь белоруса нельзя было представить без хлеба. Рожь - это и есть сама жизнь. И поэтому вокруг этого продукта образовался определенный ореол - Сакрализованная, благоговейный, поверий и суеверий, потайных смыслов …

Началось открытие выставки со пения: сначала - колыбельная, потом - крестинные песня. Была разыграна даже целая сценка из "битьем каши", ее выкупом и возложением черепков горшка на головы присутствующих. Позже заведующий филиалом и автор выставки Пётр Цалко объяснить смысл этих и других обрядовых действий при появлении в семье нового маленького человека, связанных с рожью, зерном, хлебом.

Но сначала обращается к приспособлений, на которых раньше производили муку. На выставке это архаичная зернотерках, которой терли зерно 6000 лет назад, а также более новые жернова, которыми пользовались уже в XX в., Прикрепив даже к ним электрический двигатель. На жерновах можно попробовать самому смолоть муку, но никто из присутствующих не осмеливается.

Звучат также некоторые из находящихся на выставке текстов легенд о происхождении хлеба. В свое время их зафиксировал в экспедициях наш сотрудник Геннадий Лопатин.

От рождения Пётр Цалко переходит к этапу свадьбы и роли хлеба в нем. Звучит еще одна песня, которая пелась во время украшения елки. Ритуальную елку вили на свадьбе вместе с выпеканием каравая. С рассказом о хлебе Пётр Цалко затрагивает символику свадебных рубашек, орнаментов на них.

Следующий важный этап - смерть и похороны. Поется соответствующая песня. Это не похоронное причитания, но песня о гроб:

- Если человек тяжело и долго болеет, то он может дать обет сделать себе гроб, и это поможет ему прожить еще какое-то время, - рассказывает исполнительница песни Ирина Глухарь. - И в песне женщина дала такой обет на 25 лет, а потом умирать уже не хотелось. И другого некого положить.

Белорусы действительно делали гробы и готовились к смерти заранее. А этнографические сведения из Ветки говорят, что пустая гроб привлекает смерть, и ее обязательно нужно пересыпать рожью. Об этом все и многое другое рассказывает Пётр Цалко.

- Мы начали с археологии, из этих жерновов и зернотёрки, которые выкопали из земли и пришли к тому, что нужно также закопать. Но это исконное колесо, которое не кончается, потому что род человека продолжается и не имеет последней точки, - говорит в заключение автор выставки.

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png 80-гадоу_3-3_1-p_001_Curved-Text _средний_размер.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика