Что-то случилось в природе. Вот уже и Рождество отпраздновали, и Крещение встретили, на которое обычно был сильный мороз, ярко блестел снег, бывало и так, что даже вода замерзала в колодце.
Да, это было в старину. А теперь снег и мороз стали очень редкими гостями в наших краях.
Но, как только дети в яслях-садах и школьники на рождественских праздничных встречах вместе со взрослыми начали звать и приглашать Мороза кутью кушать, то уже похолодало. Снег, хоть редкий и недолговечный, всё же появился. Вселенная откликнулась.
Тук… тук… тук… Хозяин дома стучит в окно и три раза громко говорит:
— Мороз! Мороз! Иди к нам кутью есть! Не морозь наши огурцы, капусту, свёклу, картофель! А будешь морозить — будем тебя железным кнутом сечь… — Сказав это, хозяин дома подбрасывает ложку кутьи высоко под потолок.
Так делали в Неглюбке и Перелёвке, Казацких Болсунах и Малых Немках. И в Великих Немках тоже. Стучали, говорили, подбрасывали многие и много где — и десять лет назад, и пятьдесят.
Хозяин — главный в доме, Господь — главный во Вселенной. «Гаспадар» и «Гасподзь» — слова с одним корнем. Господь, по-видимому же, слышит обращение Хозяина и отвечает урожаем. Или — голодным годом.
Надеемся, этот год будет урожайным на зерно, грибы, ягоды, на хорошие людские дела, на приятную работу.
Пришли в эти рождественские дни Ирина Юдина — научный сотрудник Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций, Пётр Цалко — директор музея к воспитанникам ветковских яслей-садов №1, 3, 4, дошкольного центра развития ребенка г. Ветки, яслей-садов д. Хальч, Радуги и Неглюбки, в Хальчанскую базовую школу с показом батлеечной пьесы «Царь Ирод», с рождественскими песнями, конфетами, рождественской звездой.
Дети учились петь рождественскую песню, рассказывали о своём опыте колядования, делились «щедровками». Некоторым посчастливилось побыть небесными посланниками — медведем, козой, «звездочётом». На Рождество рай открывается…
В эти рождественские дни прошли незабываемые, радостные встречи с детьми дошкольных и образовательных средних учреждений Неглюбки, Радуги и Хальча, учениками средних школ этих деревень, учениками СШ №1 г. Ветки, Ветковской Гимназии.
Белорусская народная пьеса, которая учит распознавать добро и зло, радоваться рождению Иисуса Христа, мастерски показанная Петром Цалко, никого не оставила равнодушным.
Дай Бог здоровья и счастья каждому из нас в Новом году!
Автор текста: Л.Д. Романова
Автор фото: Л.Д. Романова
«Никольские» свечи на Гомельщине: традиции «народного» христианства
Ветковский музей много лет исследует уникальную для Беларуси традицию «Иконы-Свечи»: ездит в экспедиции, издаёт статьи и книги, проводит выставки и лекции.
На этот раз, накануне экспедиции в Чечерский район на обряд «Никольской свечи» приглашаем посетителей музея на творческую встречу, чтобы поделиться опытом, знаниями и секретами в этом направлении «народного» христианства.
Где: филиал Ветковского музея в Гомеле* (пл. Ленина, 4А)
Когда: 18 декабря 2020
Телефон: 50-96-98
Во время встречи вместе попробуем узнать:
- Что такое «народное» христианство?
- Кто же такой святой Николай и почему именно его называют хозяином дома во многих деревнях на Гомельщине?
- Что такое свеча и откуда её корни?
- Как сделать настоящую свечу из пчелиного воска? (Сделанные нами совместно свечи поедут на Никольскую свечу в деревню Мотневичи Чечерского района)
- Как Ветковский музей ездит в экспедиции, что там ищет и что/кого там находит?
Бонус встречи — народные духовные стихи (псалмы) в живом исполнении!
Планируется вести онлайн-трансляцию встречи на странице Ветковского музея в Instagram.
Пополнение коллекции декоративной домовой резьбы
Последнее пополнение музейной коллекции декоративной домовой резьбы — подарок гомельского историка, исследователя деревянной архитектурной резьбы Евгения Маликова. Это надоконная «корона», навершие оконного наличника быховского дома начала-первой четверти XХ в.
Как водится, состояние такого элемента украшения довольно плохое. И время даже здесь ни при чём.
При укреплении резного элемента к горизонтальной планке в пригодный для этого декоративный узел, а после для соединения лопнувших элементов было вбито около десяти гвоздей разного «калибра». Интересно, что большинство массивных гвоздей имеют квадратное сечение, что подтверждает датировку «короны».
Теперь, повреждённые элементы разъединены, потихоньку идёт подгонка и добавление утерянных элементов.