Романова Л.Д.

К празднику готовились заранее. 21 сентября 2019 — Вторая Пречистая, день Рождества Пресвятой Богородицы.

Что необходимо для того, чтобы празднество состоялось? «Зажечь» огонь в своей душе, а также — зажечь свечу перед образом Царицы Небесной.

До Второй Пречистой в старину, да и теперь сельчане стараются собрать весь урожай на поле. До этого же примерно времени — времени осеннего равноденствия приурочивалось первое зажжение домашнего огня: на Полесье справляли обряд — «Женитьбу комина», или чествовали Богача — сеялку с зерном и поставленной в неё свечой (рожь или пшеницу для сеялки брали из первого сжатого снопа).

Багатнік, Багатуха, символом которого был Богач, — древний земледельческий праздник. Его справляли после окончания жатвы, приурочивали до Рождества Богородицы. Этот обряд бытовал в Беларуси до конца XIX в., чаще всего встречался в деревнях Северного Полесья и на Гродненщине. Сеялка с зерном и свечой стояла в доме до следующей жатвы, как символ счастья и богатства.

Ты богатый, когда после тяжёлой искренней работы закрома были полны зерна. Ты богатый, когда собрал урожай, который дал Бог. Отсюда и название всех зёрен, собранных вместе: «збожжа» — то, что от Бога, первейшее богатство, отсюда и «Богач».

Лично мне он представляется в виде ребёнка, который «купается» в обмолоченных зёрнах пшеницы, овса, ячменя.

Зёрна, конечно, после обмолота надо высушить, насыпать в меха… И много чего ещё необходимо сделать для того, чтобы хлеб лежал на столе.

Работа, работа, безостановочная работа!

И только на Вторую Пречистую можно немного отдохнуть: пойти в церковь, зажечь свечу, поблагодарить святых — Николая, Илью, Бориса и Глеба, Юрия-Георгия, Пречитсую Богоматерь и Её Сына за хлеб-соль, за праздник жизни. А после этого, на следующий день уже сеять озимые культуры.

Озимая рожь — главный символ, как и ржаные колосья, на музейно-педагогических занятиях «Сцежкаю Маці Божай» в Ветковском музее.

Участниками были мальчики и девочки Центра дошкольного воспитания г. Ветки, яслей-сада №3 г. Ветки, воспитатели этих дошкольных учреждений. Занятия состоялись незадолго до Второй Пречистой в этнографическо-археологической экспозиции музея «Познаю историю руками».

- Как вы думаете, что нужно, чтобы зёрна, брошенные в землю, зазеленели?

Нужны солнце и вода, — отвечают дети. — Солнце — для того, чтобы зёрнышку было тепло, оно смогло прорости, чтобы вцепилось корешками в почву. Вода, чтобы напиться…

Проросшие зёрна грело солнышко, поила вода. И вот, рядом с тобой, дивный сноп ржи.

Вспомним рассказ Нины Прокопьевны Морозовой (род. в 1929 г. в селе Столбун Ветковского района): «Когда жатва… Сначала молитесь: «Святая Богородица! Помоги нам жить!» "Тогда я помогу, если ты не ляжешь сам!" - это шутка. Потом уже выживают - сначала кучка. И отжать - и под пояс, чтобы поясница не болела. И первый сноп, как ставить отдельно ставить, в счеты не ставить По домам идут, первый из этих снопов каждый несут. Как только входят в дом: «Первый сноп — вентиль и таракана — несу к гробу. Хозяева, которые во двор приходят - мухи и комары из дома - вон…» Мы пришли жать. И жать, жать. А потом: «Нашли! Найденный! Путь… И я увидел этот путь. Низкая воля, в два пальца, идти и идти. Так видно, что колоски опушены. И соломы не видно. Куда она делась ?. И хватай этот август, соломинку. Урожай, руки болят… Потом уже едет Богородица» (Экспедиционные записи Ветковского музея).

Ребята рассматривали самые разные предметы, которыми пользуются жнеи, хлеборобы и пчеловоды, запоминали их белорусские названия: «рунь», «жыта», «збожжа», «зерне», «Барада», «кручча» (орнамент неглюбской традиции ткачества на рушнике), «сявенька», «Багач», «лязіва», «лазьбень», «воск», знакомились со словами «бортник», «борть», «пчеловод», «колода», «улей», «клещи»…

Обмолачивали рожь с помощью небольшого деревянного «пряника».

Вот они, рядом: проросшая рожь — рунь и зрелые колосья, с наклонёнными крючками («круччам») — наш, местный узор, которому насчитывается несколько тысяч лет. Попробовали его нарисовать: сначала — ромб и крестик, затем — крючки. Истоки образца — в орнаменте местных горшков.

Вот зернотёрка: круглым, небольшим камнем несколько тысяч лет назад наши предки растирали в муку зёрна, насыпанные на плоский камень.

А вот и деревянные жернова, на которых перемалывали зерно ещё в середине XX в. в деревнях Ветковского района. Попробовали на жерновах сделать муку…

Проходят века. Каждой весной (и осенью) засевают поле, в августе и сентябре — сбор урожая — исконные человеческие действия. Как и зажжение огня, изготовление свечей, которые в определённый момент заменили электрические лампочки…

На протяжении тысяч лет люди пользовались свечами, сделанными из воска. Без них и сейчас не обойтись в определённые моменты. Воск (не только мёд) в большом количестве собирали бортники, пчеловоды.

В Ветковском музее хранятся вещи, которыми пользовались бортники: дымарь, которым окуривали пчёл, лезива, сделанное из кожи, лазбень — деревянный короб для сбора бортевых сот, деревянные клещи, которыми выдавливали бортный мёд, тесло — топор, лезвие которой имеет форму полукруга. Детям о них — отдельный рассказ.

«Последние бортники Европы, которые встретились Кшиштофу Хейке» (её автор — Кшиштоф Хейке) — роскошная книга, в которой есть множество текстов на польском языке и множество оригинальных снимков, сделанных на территории Украины, Польши, Беларуси. Листая страницы этой книги, дети удивлялись разным интересным вещам на фотографиях, красоте нашего мира. Пчела в нём — пример трудолюбия, надежды на воскресение.

Интересно было также во время музейно-педагогических занятий подержать в руках кусочек воска, нагретый в воде. Покрутить жернова и увидеть, как сыплется мука. Присоединиться к изготовлению красивой жёлтой свечи. Представить себе ржаное поле, по которому невидимо прошла Богоматерь Мария и сжала первый сноп.

Зажжётся ли свеча на Рождество Богородицы?

Автор текста: Романова Л.Д.
Автор фото: Романова Л.Д.

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика