Выставка «Всегда готов, храбрствуя...» Минск 2019
Старообрядческая иконопись и уникальная коллекция прорисей XVII-XIX вв.
Выставка будет действовать с 07.12.19 по 09.02.20 в Национальном художественном музее Республики Беларусь (г. Минск).
Название выставке дали строки из молитвы Ангелу Грозному, написанной на обгорелом листке XVII в. с прорисью архангела Михаила-воеводы.
Ветковский музей обладает уникальной коллекцией прорисей — контурных рисунков, скопированных с оригинальных икон. Их возраст охватывает историю крупного старообрядческого центра, известного как Ветка-Стародубье: от XVII по XX в. Сами же образцы могли быть и старше. Прориси делались в один-три цвета: чёрным прорисовывались контуры, красным и охряным — пробела, охрение, движки. Затем рисунки переводились на левкас иконной доски и процарапывались иглой-графьей. Собрание рисунков в виде книги составляло иконописный «подлинник». Древнюю традицию сохраняли старообрядцы. С XIX в. рисунки стали собирать коллекционеры (например, «Строгановский лицевой подлинник графа Строганова», 1869). Местный подлинник передавался по наследству иконописцами и никогда не публиковался. Он, а также уникальная рукопись «Гомельский толковый иконописный подлинник» представлены на выставке рядом с оригинальными материалами иконописания. Иконы воплощают образы святых мужей.
Две традиции старообрядческой иконописи — ветковская поповская и поморская беспоповская — представляют различие в отношении к чтимому образцу и в способах его воплощения. Парадокс: самый знаменитый поморский художник Гавриил Ефимович Фролов (1854–1930) происходит из слободы Митьковка Черниговской губернии, из самого старообрядческого «космоса» Ветки-Стародубья. Недаром иконы мастера есть в собрании Ветковского музея. История династии семьи Фроловых стала поводом для экспедиции музейных сотрудников в Эстонию.
В 43-й главе «Стоглава» (1551) предлагалось «писать образ по образу и по подобию по существу, смотря на образ древних живописцов, и знаменовати с добрых образцов». Прориси содержали неизменный канонизированный иконографический образ. Однако сравнение прорисей и икон ветковского и поморского письма представляет творческий процесс изнутри: живописные композиции по-разному и существенно развивают канонические образцы.
Ветка, достигнув расцвета в XVIII в., славилась мастерами-иконописцами далеко за своими пределами. Она вдохновила появление в будущем иных локальных иконописных школ «по всему старообрядческому миру», куда мигрировали местные мастера и перевозили готовые произведения сакрального искусства.
Прорись как часть технологического процесса рождения иконы, безусловно, символична сама по себе. Она дает возможность мастеру творить изнутри той мощной многовековой традиции, которая только и способна удержать и представить образ невидимого духовного мира, но при этом столь же реального, как и физический. Прорись представляла собой воздушный абрис, очертания, которые облекались иконописцем в плоть красочного слоя — и осуществлялось Богоявление!
Анонс:
6 декабря 2019 в Национальном художественном музее Республики Беларусь (г. Минск) состоится открытие выставки «Всегда готов, храбрствуя … ». Художник и образ. Прориси и иконы XVIII-XIX вв.
Это уже не первый раз когда Ветковский музей демонстрирует свои выставки в столице нашего государства. До сих пор выставка экспонировалась в филиале Ветковского музея в Гомеле. А сейчас, в течение почти двух месяцев минчане и гости столицы будут иметь интересную возможность ознакомиться с Ветковской школой иконописи и уникальной, единственной в Беларуси, коллекцией прорисей (контурных изображений, снятых с оригиналов икон), которой обладает Ветковский музей.
Ветка, достигнув расцвета в XVIII в., славилась мастерами-иконописцами далеко за своими пределами. Она вдохновила появление в будущем иных локальных иконописных школ «по всему старообрядческому миру», куда мигрировали местные мастера и перевозили готовые произведения сакрального искусства.
Прорись, как часть технологического процесса рождения иконы, безусловно, символична сама по себе. Она даёт возможность мастеру творить изнутри той мощной многовековой традиции, которая только и способна удержать и представить образ невидимого духовного мира, но при этом столь же реального, как и физический.
Выставка «90 вёсен мастера Василькова» 2019
Авторская выставка Бориса Василькова, резьба по дереву 1960-х — 2019 гг.
Выставка будет действовать с 5 июня 2019 по 7 октября 2019 в филиале Ветковского музея.
Борис Михайлович Васильков 25 мая 2019 отметил своё 90-летие и до сих пор он занимается своим любимым делом: резьбой по дереву! Он был и остаётся активным участником многих выставок в республике и за её пределами. Работы Бориса Михайловича находятся в разных уголках планеты: Америка, Италия, Литва, Бельгия, Китай.
Годы упорного труда раскрывают зрителю талант скульптора-резчика. Постоянный интерес к сказке, фольклору, а также душевная доброта угадывается в каждой работе автора. Богатое творческое воображение заставляет скульптурную композицию влюбить в себя зрителя. Душевная щедрость мастера открыта любому желающему, кто хочет познать секреты художественной резьбы по дереву.
Многие годы автор обучал детей 24 школы г. Гомеля этому искусству. Сколько работ выполнил за всю жизнь — не счесть. Любопытство и желание каждый раз оживлять материал живёт в нём до сих пор, что вызывает огромное уважение. Как вспоминает именинник: «Первые работы — это ложки». Поэтому пожелание автора при создании выставки — это наличие ложек, среди множества деревянных скульптур.
Каждый раз, приходя в музей, автор показывает, что сделал и делится новыми идеями. В такие моменты становится ясно, что человек работает душой и отдаёт этому делу ВСЁ, и в такие минуты понимаешь, что жизнь продолжается.
На выставке Вы увидите больше сотни авторских работ 1960-х — 2019 гг. из фондов Ветковского музея, «музея истории города Гомеля» и личной коллекции Бориса Михайловича Василькова.