Старопечатные книги XVII-XIX вв. из фондов Ветковского музея

Выставка действует с 06.08.21 в филиале Ветковского музея

Анисим Михайлович Радишевский (? – ок. 1630) уроженец Волыни, прибыл в Москву в 1586 г. из Великого княжества Литовского, где жил в Остроге и работал в друкарне самого Ивана Фёдорова. На Московском печатном дворе он предложил свои услуги в качестве «печатных книг переплётного мастера». Именно Анисим Радишевский организовал первую в Москве переплётную мастерскую, хотя, конечно же, переплётным делом на Руси занимались и до него. Однако работа в переплётной мастерской недолго удовлетворяла мастера. Он хотел завести собственное книгопечатное дело, чего неустанно добивался много лет. В начале 1600 г. Радишевский наконец получил разрешение на организацию своей «избы» (типографии). В общей сложности проработал Анисим Радишевский на Московском печатном дворе с 1586 по 1610 г. Он успел здесь напечатать всего две книги: «Евангелие» в 1606 г. и «Устав-Око церковное» в 1610 г. Обе книги уникальны уже тем, что изданы в период так называемого Смутного времени, когда человеческая жизнь гроша ломаного не стоила, когда было не до издательской деятельности. И, несмотря на это, мы имеем замечательные памятники русского типографского искусства, оценённые ещё современниками А. Радишевского, который поднял качество оформления книг на новую высоту. Кроме этого, многолетняя деятельность А. Радишевского связана с Московским пушечным двором. Он автор первой русской военно-технической книги «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», напечатанной дважды только в 1777 и 1781 гг.

Среди всех памятников русского типографского искусства «Евангелие» 1606 г. выделяется своей декоративностью. В его пышной, изысканной, нарядной живописности причудливо переплелись мотивы Ренессанса, Востока и русские национальные традиции. Разворот «Евангелия» приобрел особо торжественный и импозантный характер. Подобное «Евангелие», снабжённое образами четырёх канонических авторов, было напечатано впервые.

Обе книги Анисима Радишевского совершенны по художественному оформлению и техническому исполнению. Печатник, несомненно, пользовался услугами первоклассного гравера и выдающегося рисовальщика, фантазия которых, проявившаяся в орнаментах и фигурных композициях, поражает. Заставки, инициалы изящны, легки, «переполнены плетением линий и стилизованных плодов, шишек, что воспринимаются как восточный ковёр или тончайшей работы серебряная вещь». Мастер рисунков изданий Радишевского заслуживает особого внимания, поскольку стиль, в котором он работал, совпадает с так называемым «строгановским», господствовавшим в то время.

Экземпляры «Евангелия» 1606 г. нередко тщательно раскрашивались вручную. Считается, что лучший (по сохранности и качеству) находится в Отделе редких книг Российской государственной библиотеки. Наш экземпляр, представленный на выставке, ничуть не уступает московскому. Действительно, необычайную красоту приобретает орнамент «Евангелия» при его расцвечивании. Узорочье орнамента «Евангелие» А. Радишевского не было использовано в дальнейшем. Издание остаётся уникальным, а раскрашенные его экземпляры – «блестящий фейерверк, внезапно вспыхнувший, чтобы тотчас же погаснуть».

На выставке представлен и «Устав-Око церковное», впервые напечатанный Анисимом Радишевским в 1610 г. Это экземпляр крайне редкой книги, уникальной по ряду параметров. Устав считается главной церковной книгой. Он является своеобразной энциклопедией церковной и монашеской жизни. Его называют «основным ключом» богослужений.

Составителями (головщик Троице-Сергиева монастыря Логгин Шишелев, уставщик инок Филарет) и печатником была проделана колоссальная работа по изучению и систематизации многочисленных разрозненных рукописных уставов XV-XVI вв., списки которых в России видоизменялись и дополнялись службами русским святым. Стояла задача не переиздать один из Типиконов XVI в., а опубликовать принципиально новый «Устав». Впервые в «Уставе» Радишевского появились главы с «Указами о святых великих новых чудотворцах, празднуемых в России». Среди имен чудотворцев Антоний Печерский, митрополит Киевский и всея Руси Алексий и др.

Книгу А. Радишевского ждала печальная судьба. В 1633 г. патриарх Филарет повелел отобрать все экземпляры этого «Устава» по всем храмам и монастырям России и публично предать их огню. Он обвинил составителей и печатника в том, что «Устав» «напечатан без благословения Святейшего Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, и всего Священного Собора, и многие статьи напечатаны не по апостольскому и не по отеческому преданию, своим самовольством». В этом же 1633 г. под редакцией самого патриарха Филарета вышел сокращённый новый «Устав», из которого исключены были статьи о русских праздниках.

Но в 1641 г. вышло очередное издание русского «Типикона», в котором издатели «обнаруживают поворот к Уставу 1610 г.». «Устав» А. Радишевского, как самый удобный в практическом использовании, лег в основу «Типикона» 1641г., которым до сих пор пользуются старообрядцы.

На выставке представлены два экземпляра «Устава» 1641 г. с разным составом. Это, собственно, две части одного большого Устава, который был полностью переиздан в 1898 г. Это издание, впечатляющее своими размерами и объёмом (1187 л.) также находится в экспозиции.

В каждой представленной книге есть уникальный материал, позволяющий нам проследить жизнь книги во времени и пространстве. Это записи, сделанные владельцами в XVII-XIX вв. Именно они хотя бы чуть-чуть приоткрывают удивительные судьбы книг, связанные с белорусской землей, дают возможность «прикоснуться» к истории, почувствовать себя причастным к ней. По схеме, представленной на выставке, можно проследить пути книг на Ветку. Например, «Устав-Око церковное», напечатанный в Московской типографии в 1610 г. и запрещённый в 1633 г., в 1637 г. уже находился на территории ВКЛ в Вильно, в храме виленского братства Сошествия Святого Духа. Между 1655 и 1676 гг. книга вложена русским царём Алексеем Михайловичем в Свято-Троицкую церковь Мирского монастыря. В 1970-е годы она находится в д. Борьба Ветковского р-на (бывшая ветковская слобода Романова). В 1983 г. поступает в Ветковский музей в составе книжной коллекции от Ф.Г. Шклярова.


Уважаемые друзья! Ветковский музей приглашает вас посетить выставку под названием «Вы и нас, трудившихся, не забывайте».

Открытие состоится 6 августа 2021. Приходите к нам в филиал Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций, который находится по адресу: г. Гомель, Площадь Ленина, 4А (центральный парк, за собором Петра и Павла).

Какие тайны хранят книги, весом более 10 килограмм и объёмом в 1000 листов? О чём они могут нам «рассказать», пройдя путь длиною в 400 лет? В руках каких людей они побывали, перед тем как попасть в Ветковский музей? И, конечно же, кто является их автором?

«НИЧЕГО НЕ ЗАБЫТО ДАЖЕ СКВОЗЬ ВЕКА...»

logo-5.png  logo-6.png  photo_2024-03-22_22-01-40_1.png
Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика